Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
МЕЧТЫ О МЕТРО
  История
  Мечты о метро
  Первые шаги
  Создание схемы
  Первый колышек
  Свет в конце
  туннеля
  Хроника
  строительства
  Фотографии по
  теме
  Станции
 
 
1 2 3 4 5 6
 
У СТЕН "ЗАВОДА ЗАВОДОВ"
 
Во второй половине 1984 года в лобовой части правого перегонного тоннеля, ведущего от «Проспекта Космонавтов» к следующей станции — «Уралмаш», был смонтирован маневренный проходческий щит КМ-34. К концу декабря здесь прошли первые 50 метров

А в это же время на месте будущей станции «Уралмаш» трест Строймеханизация N2 занимался разработкой котлована. Казалось бы, чего уж проще — выемка земли. Но котлован-то протянулся в длину на 300 с лишним метров (ширина — около 20). И повезло еще, что подземные воды тут залегают ниже «подошвы» станции на 3—4 метра, что грунты нечувствительны к динамическим нагрузкам, а несущие способности пород вполне удовлетворительны. Тем не менее по всей периферии будущей станции пришлось бурить глубокие скважины, в которые закладывались стальные сваи. Гул с площадки доносился на всю округу. Представьте высокие станки канатно-ударного бурения, которые «вгрызались» в грунт до 15 метров. Сваи здесь не только ограждали земляную выемку под станцию, но и защищали стены от обрушения.

Итак, сделаем остановку на «Уралмаше». Говорят, что в конце XVII — начале XVIII века в лесу у озера Шувакиш действовал железоделательный «мужицкий» завод (им вроде бы владели крестьяне). Следы его, правда, утеряны. Лес у Шувакиша назывался Архиерейской дачей, поскольку им до революции владела екатеринбургская епархия. И именно тут в 1928 году, в трех километрах от старого города, началось невиданное для Урала строительство завода-гиганта. Там, где стояла тайга, сегодня пересекаются проспект Космонавтов, улицы Краснофлотцев, Баумана, Машиностроителей. Здесь сложилась площадь, рядышком кинотеатр «Заря», высотные жилые здания, общественно-торговый центр и Дворец культуры имени Лаврова. Водоворот машин, тысячи людей, спешащих на работу, учебу, домой...

И именно здесь, в центре Орджоникидзевского района, по соседству с первенцем тяжелого машиностроения страны, выросла станция метрополитена. Южный вестибюль — на пересечении улицы Машиностроителей с проспектом, северный — в зоне сложившегося общественного комплекса. Сначала станции хотели дать имя наркома Серго Орджоникидзе. Бытовало мнение, что название станции с фонетической точки зрения не совсем удачное, труднопроизносимое, предлагались варианты— «УЗТМ», «Заводская», «Уралмаш». Действительно, когда идея создания и оформления этого объекта еще, так сказать, витала в воздухе, не выходила за рамки кулуарных споров, дебатов и прогнозов, одно, пожалуй, не вызывало никакого сомнения: архитектурно-художественный облик, интерьер помещений станции должны быть связаны с историей и сегодняшним днем Уралмашзавода. Право же, он, нареченный А. М. Горьким «заводом заводов», достоин столь высокой чести, заслужил ее своей более чем полувековой работой — ратной и мирной, своей славой.

В 1980 году Уралмашзаводу была присуждена премия «Золотой Меркурий» — знак высшего международного признания, оценка мастерства коллектива, уровня выпускаемых машин, их качества. Золотая статуэтка бога торговли — это и свидетельство большого вклада уралмашевцев в развитие деловых и дружеских отношений между различными странами. Высоких наград у завода немало. Стоит, к примеру, взглянуть на «фирменную» металлическую стелу у главной проходной предприятия. На ней — два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны, два — Трудового Красного Знамени. Первым из советских предприятий Уральский завод тяжелого машиностроения был удостоен чехословацкого Ордена дружбы. Труд коллектива отмечен также Высшим Орденом заслуги со Звездой (ПНР) и орденом «Красно Знаме Труда» (НРБ).

Поэтому, работая над проектом станции метро «Уралмаш», коллектив архитекторов Уралгипротранса (С. Зиганшин, А. Иванов, Л. Луговая, Н. Чеботарева, В. Краев, М. Крылова, А. Александровская) решил «пропустить» вдоль путевых стен перронного зала нишу-ленту, в которой размещены вставки с барельефами всех орденов, сияющих ныне на знамени предприятия. По замыслу зодчих, образ этого сложного инженерного и градостроительного объекта у людей будет ассоциироваться с летописью Уралмаша, его становлением, неоценимым вкладом в укрепление мощи и авторитета страны и, разумеется, с именем Серго Орджоникидзе. В августе 1934 года, прибыв в Свердловск, нарком тяжелой промышленности сказал уралмашевцам: "— Ваш завод построен таким образом, что вы можете бесперебойно выпускать машины..." Орджоникидзе, вложивший в строительство Уралмаша столько сил, энергии и времени, неоднократно бывал в нашем городе, встречался с людьми, помогал, чем мог. Он очень верил в будущее предприятия, гордился им. Разве можно такое забыть! И уралмашевцьг помнят своего наркома. Они дали его имя родному заводу. Думается, что и станция метрополитена была бы достойна подобной чести. Но уже в год сдачи подземки метровокзал решили-таки назвать «Уралмаш». Что же, выбор действительно более точный.

Что же отличает станцию «Уралмаш» от сестер-соседок? Как предыдущая — «Проспект Космонавтов», так и следующая на трассе — «Машиностроителей», она мелкого заложения и строилась открытым способом. Но, несомненно, «изюминкой», главной творческой находкой авторов следует считать использование очень активной внутренней поверхности свода (а он — железобетонный, монолитный) с нестандартным расположением так называемых «ребер» — по диагональным направляющим линиям. 18-метровый свод как бы расчленен заглубленной спиралью. Это ощутимо напоминает резьбу винта, форму каких-то гигантских машин, узлов и деталей, придает станции определенный индустриальный колорит. Что касается светильников, то они «утоплены» в образовавшихся нишах и направлены к путям под углом 45 градусов. Это сразу же увеличивает и динамику зала, и создает определенный оптический эффект: зрительно высота помещения как бы растет. Кстати, по такому пути пошли и создатели станций метро «Коньково» и «Кантемировская» в Москве, где монолитный свод также прорезан параллельными нишами-ребрами.

Нестандартные решения перронного зала — безусловная удача архитекторов. Проект станции понравился и заводчанам-уралмашевцам, и районным властям, что помогло затем в совместной работе над оформлением «Уралмаша» в конкретной реализации конкурсных предложений. Цветовая гамма интерьера здесь спокойная, сдержанная, без особой сочности и разнообразия природного камня. Стиль этот можно назвать даже строгим, опрятно-деловым. Так, боковые стены в зале выполнены из серого и серо-белого мрамора Уфалейского месторождения, пол на платформе станции выложен гранитными плитами из Сибирского карьера. Примерно такое же убранство мы найдем и в вестибюлях. Добавим, что наряд «Уралмаша» выгодно отличается чугунным литьем, есть узорные металлические пластины, много мелких деталей и оригинальной фурнитуры. По мнению специалистов, получилась станция, которой уготована долгая и счастливая судьба. Город, Уралмаш будут ею гордиться

1 2 3 4 5 6
 
 

Hosted by uCoz