Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
МЕЧТЫ О МЕТРО
  История
  Мечты о метро
  Первые шаги
  Создание схемы
  Первый колышек
  Свет в конце
  туннеля
  Хроника
  строительства
  Фотографии по
  теме
  Станции
 
 
1 2 3 4 5 6
 
"ВИЗИТКА" СВЕРДЛОВСКОГО МЕТРО
 
Первоначально в проекте и пояснительной записке к нему эта станция значилась как «Вокзальная». Еще на стадии ТЭО учитывалось, что в этом планировочном районе разместятся главные транспортные сооружения Свердловска — реконструированный железнодорожный и новый автовокзалы, появятся большой торговый и культурный центры. Трасса метрополитена в этом районе проходит перпендикулярно железнодорожным путям. Подземный вестибюль станции связан системой пешеходных переходов с железнодорожными платформами, что, конечно, очень удобно и по-современному практично

Выйдем на минуту из метропоезда. Сядем на скамью, вспомним. Станция «Свердловская» — базовая площадка нашего метрополитена, начало всех начал. С нее пишется биография первой на Урале подземки. 31 июля 1982 года тут был закончен поперечник будущих перегонных тоннелей в сторону ЗИКа. Проходку братья Евгений и Александр Ивановы, Андрей Белозеров, Игорь Вопилов и их товарищи из тоннельного отряда № 34 вели с помощью буровых агрегатов АБТ-5,5. Что значило для них одолеть хотя бы один метр в скальном грунте? Это работа трех смен, до 45 кубометров взорванной массы, 14 рейсов трехтонного самосвала. Да, неведома нам, живущим «наверху», эта работа неимоверной сложности. Работа, которая каждый день вершится, так сказать, под нашими ногами...

Эта станция сегодня — море света, палитра уральского камня, выразительность архитектурных форм. Она относится к трехсводчатым, пилонного типа. Упрощенно говоря, «Свердловская» состоит из трех тоннелей большого диаметра. Строить такие станции — чрезвычайно трудоемкое дело. Сначала пробивался первый боковой тоннель; когда он был пройден метров на 40—50, принялись за другой и в последнюю очередь — за центральный, самый большой тоннель. Это предусмотрено технологией горных работ, продиктовано правилами безопасности. Затем монтажники приступили к раскрытию проемов между тоннелями, последовательно удаляя верхние проемные элементы, собирая мощную балку и бетонируя свод, стены. Так были «вычерчены» контуры пилонной станции глубокого заложения

Как же складывался архитектурно-художественный образ станции, ее стиль, лицо? Во многом, конечно, из заданной конструктивной схемы метро: ведь здесь железнодорожные ворота Свердловска. Правильно говорят,, что каждый большой город начинается и кончается вокзалом. В старом Екатеринбурге он вырос в 1878 году, когда горнозаводская железная дорога соединила его с Тагилом и Пермью. До этого сообщение с центральными губерниями России и Востоком проходило по Сибирскому тракту. В 1881 году Д. Н. Мамин-Сибиряк написал: «Вокзал был полон народа. Само здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно даже сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки, массивная дубовая мебель — словом, все на широкую ногу...» В 1886 году открыли железную дорогу на Тюмень, через десять лет поезда пошли на Челябинск. Старый вокзал стал уже тесноват. И в 1910 году в Екатеринбурге принялись возводить новое здание в стиле модерн. Первый вокзал без изменений дожил до наших дней. Второй дважды реконструировали (в 1939-м eмy добавили второй этаж, в 1956-м пристроили боковые крылья с арками).

Разумеется, многие гости Свердловска, впервые попав а наш город, увидев вокзал, а после, спустившись по эскалатору в перронный зал станции метро, в какой-то мере получат общее впечатление о главном городе Среднего Урала, его истории, сегодняшнем дне, гостеприимстве местных жителей. А первое впечатление, говорят, самое сильное. Вот почему «Свердловскую» можно считать «визиткой» нашего метро. Этого просто не могли не учесть архитекторы в своей работе.

Станция состоит из трех пролетов, трех параллельных сводчатых пространств, разделенных между собой рядами пилонов. Принята во внимание, конечно же, общая тектоника станции. Она держит на своих «плечах» огромные массы земли. Не случайно опоры тут массивные, мощные, но не громоздкие. На перроне пилоны стоят на литых чугунных плитах. Надо сказать, металлу в оформлении станции отведена довольно заметная роль. Если пол платформы выполнен из серого полированного гранита, путевые стены станции, арки и другие архитектурные элементы перрона украшены плитами змеевика, то арочные обрамления, ниши во внутриарочных пространствах сделаны из металла. Так же, как и многочисленные вставки, медальоны и картуши с гербом Свердловска, с датой его основания — 1723 год. Хотя, наверное, можно было бы и полосы безопасности перрона сделать из интересных по рисунку чугунных плит, применить литые металлические ограждения у краев платформы возле торцевых стен станции. Думаем, что гости Свердловска и горожане непременно обратят внимание на освещение зала. Свет тут мягкий, растекающийся. Эффект достигнут благодаря закарнизному освещению, поднятому едва ли не к потолку. Светильники, имеющие необычную угловато-факельную форму, установлены на пилонах. Не раз приходилось общаться с гостями областного центра, приехавшими на Урал, нередко впервые, из Кишинева, Мурманска, Ашхабада, Омска, Абакана, Читы. Многие из них, думая о встрече с нашим городом, представляли, очевидно под влиянием сказов П. П. Бажова, весь Свердловск зеленым, имея в виду лидерство в его оформлении камня такого цвета. Наряд станции из змеевика в целом оправдывает эти ожидания. Композиция завершается мозаичным панно на полукружье одной из торцевых стен метровокзала, рассказывающим о нашем городе.

Мрамор, гранит, металл — все здесь говорит о том, что мы с вами находимся именно на «Свердловской», на станции, во многом определяющей лицо первого уральского метро. Система аудиовизуальной информации (пиктограммы, указатели и т. д.) помогают быстро разобраться в любой ситуации, ориентируют пассажира, являясь своеобразным гидом по нашей подземной железной дороге. Как рассказать на станции метро «Свердловская» об истории города? О людях, прославивших Урал на века,— рудознатце Ерофее Маркове, отце и сыне Черепановых, изобретателе радио А. С. Попове, первом выборном президенте Российской Академии наук, а затем и Академии наук СССР А. П. Карпинском и других? Улицы, дома нашего города видели и помнят капитан-командора Витуса Беринга, полярного исследователя Семена Челюскина, ученого Александра Гумбольдта, первого русского революционера-демократа Александра Радищева; горнозаводскую школу в XVIII веке закончил здесь знаменитый русский тепломеханик Иван Ползунов. В мае 1889 года в здании Горного правления Екатеринбурга работала экспедиция Д. И. Менделеева.

Соратник В. И. Ленина Яков Михайлович Свердлов, чье имя с 1924 года носит наш город, член партии с 1906 года Герой Социалистического Труда А. Н. Бычкова, летчик дважды Герой Советского Союза М. П. Одинцов, легендарный разведчик, бывший уралмашевец Герой Советского Союза Н. И. Кузнецов, капитан Герой Советского Союза С. А. Неустроев, штурмовавший со своим батальоном рейхстаг, академик, почетный гражданин г. Свердловска Н. Н. Красовский, великолепный спортсмен, многократный чемпион мира по хоккею с мячом Н. А. Дураков — этими именами славна история и сегодняшний день Свердловска, отмеченного в 1973 году высшей наградой Родины — орденом Ленина... Часть этого богатейшего материала уже сейчас заложена в панно, в другой информации, помещенной на станции «Свердловская». Но ведь ни средствами декоративно-прикладного искусства, ни «языком плаката», никакими схемами и стендами о богатствах, традициях и людях Среднего Урала полностью все равно не поведать. А вот подумать о специальной фонограмме, может быть, театральной или поэтико-музыкальмой композиции, которая бы звучала в фойе вестибюлей, право же, стоит. Во всяком случае, еще не поздно.

1 2 3 4 5 6
 
 

Hosted by uCoz