Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
МЕЧТЫ О МЕТРО
  История
  Мечты о метро
  Первые шаги
  Создание схемы
  Первый колышек
  Свет в конце
  туннеля
  Хроника
  строительства
  Фотографии по
  теме
  Станции
 
 
1 2 3 4 5 6
 
НА ПРОСПЕКТЕ КОСМОНАВТОВ
 
Станция «Проспект Космонавтов» — конечная (а может быть, первая?) на пусковом участке метро. Место «прописки» — пересечение улицы Ильича и протяженного, очень насыщенного транспортом проспекта Космонавтов.

Очевидно, многих смущает имя этой станции: здесь, дескать, Урал — причем же космонавтика? Во-первых, конечно, название идет от одноименного проспекта. Во-вторых, наш край с космосом очень даже связан. И во многом благодаря летчикам-космонавтам СССР, дважды Герою Советского Союза Виталию Ивановичу Севастьянову и другим «звездным братьям».

В. И. Севастьянов — наш земляк, родился в 1935 году в Красноуральске. Свой первый полет он совершил 1—19 июня 1970 года совместно с А. Г. Николаевым на корабле «Союз-9» в качестве бортинженера. Затем в 1975 году, совершив 286 оборотов вокруг Земли, пролетев почти 12 миллионов километров, он побывал в космосе с П. И. Климуком. Причем их корабль «Союз-18» осуществил стыковку с находившейся на орбите станцией «Салют-4». Ныне В. И. Севастьянов — действительный член Международной академии астронавтики, лауреат Государственной премии.

Другой летчик-космонавт—Василий Григорьевич Лазарев — учился в Свердловском медицинском институте, 27—29 сентября 1973 года он совершил полет на корабле «Союз-12», будучи его командиром, вместе с О. Г. Макаровым. Проведя комплекс научно-технических исследований, испытаний корабля и скафандров, экипаж благополучно возвратился на землю. В. Г. Лазарев часто бывает в нашем городе. Это и неудивительно: он — почетный гражданин Свердловска.

Можно добавить, что в свое время на Уралмашзаводе инженером-конструктором работал Виктор Петрович Савиных — сотый космонавте семье «звездных братьев», что в Каменске-Уральском провел детские и юношеские годы будущий Герой Советского Союза Павел Иванович Беляев, совершивший полет на «Восходе-2». Что под Свердловском, в Коуровке, уже много лет действует обсерватория, где ученые-астрономы, вооруженные телескопом, следят за «поведением» Вселенной и где, кстати, получили одну из первых фотографий кометы Галлея, когда она в 1985—1986 годах проходила через Солнечную систему. В эксперименте «Вега», как и в исследованиях спутника Марса — Фобоса, активное участие принимали сотрудники Института химии Уральского отделения АН СССР.

Не забудем: народное хозяйство области развивается с учетом многих данных, получаемых с бортов космических кораблей и спутников. А теле- и радиосвязь? А долгосрочные прогнозы погоды? Космос давно вошел в наш дом, в жизнь полуторамиллионного города. Что ж, станция получила хорошее имя. Уже в нем самом заложены огромные возможности для творческого поиска и фантазии художника. Удалось ли это проектировщикам из Уралгипротранса?

Станция метро «Проспект Космонавтов» — мелкого заложения. Находится в важном пассажирообразующем узле, в центре крупного жилого массива, поэтому проектом предусмотрено два вестибюля. С улицы на перрон мы с вами попадем по лестницам. В вестибюлях, как водится, установлены аппараты для размена монет, телефоны, турникеты. А на платформе, длина которой превышает сто метров, двумя стройными рядами выстроились опоры станции. Ощущение, когда сюда попадаешь впервые, сильное. Тема архитектурно-художественного решения станции — космос и человек, освоение Вселенной, гимн звездам. Обратите внимание на путевые стены. Они несут здесь большую нагрузку. Отделочники бережно одели их украинским лабрадоритом и мрамором Першинского месторождения, разведанного Мурзинской партией Уральской геолого-съемочной экспедиции и переданного объединению Уралмрамор еще в 1978 году. Мрамор черного цвета с белыми прожилками из кварцита. В полированном виде этот камень дает удивительную схожесть рисунка с фоном ночного звездного неба, он декоративно выразителен, строг и приятен для глаза. Важная роль в создании образного строя принадлежит светильникам, устроенным в нишах подшивного потолка. Они представляют собой своеобразный «парад планет». Легкость, ощущение полета залу придает оформление его анодированным металлом. Теперь это обстоятельство никого не удивит, выглядит в порядке вещей. А ведь до первых станций столичного метро, до архитектора А. Н. Душкина металл, особенно нержавеющая сталь, как отделочный материал в практике мирового метростроения почти не использовался.

Давайте замедлим шаг, не будем спешить: в этом железобетонно-стальном сооружении чувствуется какая-то мягкость линий, нет ощущения, что над пятнами светильников-иллюминаторов — толща грунта, что наверху живет, работает, торопится шумный город. Кажется, что не колонны подпирают потолок, а наоборот — перрон подвешен к потолку с помощью изящных округлых стоек из нержавеющей стали. В создании станции кроме коллектива Уралгипротранса и строителей участвовали художники и дизайнеры, промышленные предприятия города. Какой станция «Проспект Космонавтов» получилась — вам сегодня судить. А вот как она строилась — рассказывать и рассказывать. Попробуем коротко

Здесь был вырыт самый большой котлован на пусковом участке. Длина его более 500 метров. Но разработка котлована, заметим, стала возможной лишь после предварительного водопонижения: грунтовые воды тут залегают на глубине 2—3 метров, а все конструкции расположились гораздо ниже. Как же защитить от воды станцию и перегонные тоннели? Дренаж, бурение скважин, нагнетание за кольцо тоннелей специального раствора — вариантов много, есть из чего выбирать. Кроме скважин строители сделали здесь трехслойную оклеечную гидроизоляцию, состоящую из рулонного битумизированного материала. Кроме того, станция была технологически утяжелена. Для чего? Когда уровень грунтовых вод в период эксплуатации тут восстановится, станция не должна «всплыть»... В 1984 году, к началу осени, здесь завершился монтаж конструкций в первом вестибюле, начались работы по установке лестничных сходов к нему. Было заложено бетонное основание под будущий перрон. В ноябре закончилась сборка всех станционных помещений.

А в начале 1986 года станция «Проспект Космонавтов» стала приобретать свой «товарный» вид. В наш город приехали специалисты из Москвы — из управления Союзметроспецстрой. Каменотесы-гранитчики, руководимые Н. Губиным, учили свердловчан премудростям мраморных дел. Обычно отделка станций начинается чуть ли не в год пуска подземки или одной из ее линий. Свердловское метро стало приятным исключением. Художественное оформление станции «Проспект Космонавтов» началось за три года до ввода первого пускового участка.

1 2 3 4 5 6
 
 

Hosted by uCoz