Автор статьи Людмила Ширяева, "Уральский Рабочий" от 27.04.2001
Умно и хитро устроено метро
Как именно устроено метро, нам расскажет сегодня главный инженер
МУП "Екатеринбургский метрополитен" Борис Александрович НАЛИВАЙКО.
- Борис Александрович, что греха таить - найдется в нашем городе немало людей,
ни разу не бывших в метро. И связано это, наверное, не столько с отсутствием любопытства, сколько
с расположением самих станций: ну нет у человека необходимости ездить в сторону Уралмаша, а из центра до вокзала -
несколько остановок на наземном транспорте. Я считаю, что нашим читателям очень повезло, потому что сегодня они узнают
не только о том, что можно увидеть собственными глазами, спустившись по ступенькам к эскалатору, но и о том, что
скрыто от пассажиров за загадочными служебными дверями.
- Признаться встречаются екатеринбуржцы, даже и незнающие о существовании метро
в родном городе. А оно тем временем живет и здравствует. Но Вы правы, наш метрополитен не лишен некоторого своеобразия.
Так уж сложилось, что он - самый короткий в России. Линия состоит всего из шести станций, ее протяженность - 8 км.
"Громадью" планов, касающихся соединения различных отдаленных районов города подземными линиями, по разным причинам
суждено было осуществится лишь частично: с центром города соединена лишь северная часть города.
- Зато удаленность последней от центра такова, что порой и за полтора часа до нее не добраться.
- Вот именно. А на метро расстояние между двумя конечными станциями можно преодолеть
за 12 минут. О такой скорости не приходится думать, даже если бы не существовало у нас такое явление, как транспортная
"пробка". Даже если вы передвигаетесь на автомобиле. Кстати, в крупных развитых городах рядом со станциями метро
организованны специальные автомобильные стоянки. Там автовладелец оставляет свою машину и пользуется услугами метро:
он огражден от "пробок", и от ДТП, и от неблагоприятных погодных условий. Такие стоянки предусмотрены и в Екатеринбурге.
Особенно удобны они будут для жителей пригородов, не очень хорошо знающих городские дороги.
- Преимущества метрополитена перед другими видами транспорта очевидны.
Я знаю, что им пользуется ежедневно около 100 тысяч человек.
- Мало того, уже давно сложился круг постоянных пассажиров: люди каждый
день отправляются на работу и возвращаются обратно, посещают центр города с целью приобрести необходимые покупки.
Что касается дней выходных - пассажиры отдают предпочтение метро, чтобы избавиться от превратностей капризной
уральской погоды: снега и мороза зимой, дождя и жары летом. Интервал между поездами в часы пик - 4 минуты, а в
выходные дни и вечернее время чуть больше.
- Красиво, чисто, удобно, быстро. Думаю никто с этим не решится поспорить.
Какие службы обеспечивают весь этот комфорт?
- Начнем с тех, с кем пассажиры ежедневно встречаются. У входа в метрополитен
неизменно находится работник службы движения- оператор контролер, проверяющий у пассажиров документы, дающие
право на проезд в метро.
- Здесь то уж "зайцем" не проскочишь. А вот обмануть автоматический контроль бывают попытки?
- К сожалению, бывают. И жетоны подделывают, и подбирают идентичные по
весу и форме предметы. К примеру, в недавние еще времена, когда проезд стал стоить 1,5 тысячи рублей,
находчивые "деятели" отпускали в автомат пятидесятирублевую монету. Представляете, какие
убытки понесло наше предприятие?
- А кто обеспечивает безопасность проезда пассажиров?
- Этим важным делом занимаются дежурные по станциям и дежурные по
постам централизации. Дежурные находящиеся в специальных помещениях, расположенных рядом с платформами,
видят пассажиров на многочисленных экранах, дающих возможность наблюдать за платформой и поездами. Это
их голоса предупреждают "Отойдите от края платформы!" или "Фотографировать на территории станции
запрещено!", уже не говоря о контроле за соблюдением движения поездов.
- Скажите на сколько вагонов рассчитаны платформы?
- На пять. Длина платформы чуть более 100 метров. В наших же поездах - четыре вагона.
Ведет такой поезд машинист, работающий, как у нас говорят, "в одно лицо", т.е., без помощника.
Состав производит один оборот за 32 минуты. Каждый день на линию выходят 8 составов. Работа машиниста довольна
напряженная, требующая предельного внимания, несмотря на то, что автоматика вопреки всему не даст превысить
предельную скорость (80 км/ч) или иную другую в зависимости от условий движения. Машинист за смену совершает
более 10 "Оборотов" по линии. Во время пересменок он может отдохнуть в специально отведенных для этого помещениях.
А перед выходом на рейс обязательно посещает кабинет предрейсового медицинского осмотра: здоровье должно быть в норме.
- А теперь о тех работниках с которыми пассажир непосредственно не встречается.
- Скажу, что всего в метро работает чуть более одной тысячи человек.
В их числе работники различных служб. Работу аппаратуры автоматики безопасности движения, соблюдения
скорости движения поездов обеспечивает служба сигнализации и связи. Служба пути и тоннельных сооружений
работает исключительно по ночам. Эти работники с 24 до 5 часов производят осмотр и ремонт мест,
где днем ходят поезда. Электромеханическая служба поддерживает систему вентиляции в пассажирских и
служебных помещениях (не забывайте, ведь мы находимся глубоко под землей).
- Если не секрет какую площадь занимают служебные помещения?
- Примерно 20 тыс. кв.м. А длина всех, вытянутых "в одну ниточку",
тоннелей составляет 25 километров. Длина внутренних линий водопровода 26,5 км.
- У слову сказать, от передвижения на эскалаторе испытывают удовольствие не
только дети, но и взрослые. Нам же сейчас придется мысленно подняться на эскалаторе из метрополитена на землю
и закончить нашу беседу.
- И пожелать нашим пассажирам всего самого доброго. До встречи в метро!
|