|
Немного истории:
"... Отечественные метровагоностроение началось в 1934 году с создания на
Мытищинском машиностроительном
заводе вагонов типа «А». Они выпускались секционно (моторный и прицепной) с кабинами машиниста в обоих
вагонах. Конструкционная скорость – 65 км в час. В 1938 – 1939 годах завод делал модернизированные
вагоны типа «Б» с аналогичными техническими характеристиками.
На смену им после войны пришли вагоны типа «Г». Моторные, они имели 4 тяговых двигателя, скорость
возросла до 75 км в час. Электрическая схема позволяла осуществить электродинамическое, реостатное
торможение. Внешне, да и по интерьеру салонов, эти метровагоны почти не отличались от вагонов типа «А» и «Б».
Вагон типа «Д» производили в Мытищах с 1955 по 1963 год. Скорость и вместимость вагонов остались прежними.
Изменилась лишь подвеска тяговых двигателей, несколько иными стали диваны и другие детали внутреннего
оборудования вагонов. Однако рост напряженности пассажироперевозок и удлинение линий метрополитенов
потребовали повысить скорость движения подземных экспрессов, сократить время разгона и торможения.
Поэтому в середине 60-х годов на трассах метро появились облегченные вагоны типа «Е», а затем их
модификации с новыми конструкциями тележек, ходовых частей и двигателей. Скорость возросла до 90 км
в час, несколько увеличилась вместимость. «Вторым помощником» машиниста стала автоматика, улучшилась отделка салонов.
С 1968 года вагоны для метро типа «Ем» начал выпускать Ленинградский вагоностроительный завод.
Девять лет спустя на подземных магистралях появились модели 81-717 (головных) и 81-714 (промежуточных) вагонов.
В отличии от своих предшественников, эти были оснащены тяговыми двигателями мощностью 110 кВт, устройствами
автоматического управления поездами, люминесцентным освещением салонов, принудительной вентиляцией. Большое
внимание было уделено эстетике и эргономическим характеристикам , геометрии кузова и салона.
Свердловский метрополитен, видимо, одним из первых получит новые вагоны типа «И», конструкция которых
удовлетворяет самым современным требованиям пассажироперевозок.
Если поставить их рядом, старый и новый вагоны, то преимущества последнего выделяются сразу, он
намного нарядней и праздничней. Отличается «И» тем, что кузов его не из стали, а из высокопрочных
алюминиевых профилей и панелей, благодаря чему вагон полегчал – ни много ни мало – на три с половиной тонны.
Изменилась и устоявшая годами форма кузова: Вместо прямоугольного он стал шестигранным.
Давайте посмотрим на вагон «И» спереди. Что и говорить, постарались дизайнеры! Выпуклый «лоб» головного вагона,
на всю ширину кузова – стекло кабины машиниста. Бока кузова на уровне окон выгнуты, словно линза. Салон поэтому
стал шире на двадцать сантиметров. Площадь пола увеличилась, диваны пассажиров «Отодвинулись» к боковым стенкам
вагонов. Как обычно, стены облицованы синтетическим материалом. Но этот – с секретом. Специальный пластик способен
значительно поглощать шум идущего состава. Кроме этого, особые уплотнители сделаны на дверях. Уменьшить шум, наконец,
позволяет и новая система вентиляции. Вагоны типа «И» проветриваются не так, как старые через открытые окна и «продухи»,
сквозь которые придвижении внутрь проходит не только свежий воздух, но и сильный шум, а с помощью специальных моторчиков.
Нынче салон как бы отгорожен от звуковых волн несущегося в темном тоннеле поезда.
Достоинство новых вагонов и в том, что пассажиров здесь не будет раздражать изнуряющий фон – особое гудение
при отправлении состава, идущее от блока питания. Новые трансформаторы сделали старт поезда тихим и плавным.
Поездка стала более приятной. А конструкторы, помимо, прочего применили специальное регулирование торможения.
Кроме того, при разгоне и остановке поезда происходит рекуперация, то есть возвращение в сеть значительной
части энергии. Система пневматических рессор обеспечивает стабильность положения кузова, боковые толчки
практически не ощутимы. Не удивительно, что вагон «И» может находится в строю без капитального ремонта в
1,5 раза больше своих предшественников. Отныне путешествие не будет столь утомительным и для машинистов.
Для локомотивных бригад созданы дополнительные условия. Кабина стала просторнее, значительно улучшился обзор,
в отделке использованы шумозащищающие покрытия, искусственная кожа пониженной горючести, автоматическая
вентиляция и кондиционеры обеспечивают благоприятный микроклимат. Но главное комплекс автоматики,
сделал движение безопасным.
Итак, на трассах свердловской подземки, представим, поезда нового поколения с отличными эксплуатационными
характеристиками. В составе пять вагонов. Почему не больше? Дело в том, что наши станционные платформы
(длина 102 и 105 метров) рассчитаны на прием пятивагонных электропоездов. Скорость сообщения
(с учетом времени стоянки на конечной станции - 30 секунд и промежуточных – 20 секунд) на пусковом участке
– 40,8 км в час, на всей линии Север – Юг – 40,4 км в час. Разумеется это предварительные расчеты. Тем не менее,
дорога от Веера до центра станет для свердловчан гораздо быстрее.
Но на данный момент вопрос, о том, какие именно вагоны будут эксплуатироваться в
Свердловской подземке, остается открытым. Возможно, в Свердловск поступят вагоны ленинградского производства типа "Ем" ..."
- Из книги С.А.Парфенова «Метро в Свердловске», 1989 год.
Речь шла о вагонах «Яуза» (тип "И"), которые как известно не дошли до Екатеринбурга. Как и предполагал автор,
в Екатеринбурге эксплуатируются вагоны Ленинградского производства типа «Ем»:
81-717.5 (головные) и 81-714 (промежуточные).
Все составы формируются в единственном на сегодняшний день метродепо "Калиновское".
Номера составов четко определены и закреплены за головными вагонами. Ниже приведена карта составов:
Состав № 01: 8901 8246 8247 8902
Состав № 02: 8903 8256 8255 8904
Состав № 03: 8905 8242 8257 8906
Состав № 04: 8907 8253 8254 8908
Состав № 05: 8909 8252 8251 8910
Состав № 06: 8911 8260 8244 8912
Состав № 07: 8913 8249 8258 8914
Состав № 08: 8915 8243 8265 8916
Состав № 09: 8917 8245 8241 8918
Состав № 10: 8921 8264 8259 8930
Состав № 11: 8923 8250 8267 8924
Состав № 12: 8925 8261 8266 8926
В том числе вагоны:
ТИП 81-715.5: 8901, 8902, 8903, 8904, 8905, 8906,
8907, 8908, 8909, 8910, 8911, 8912, 8913, 8914, 8915,
8916, 8917, 8918, 8919, 8920, 8921, 8923, 8924, 8925,
8926, 8930
ТИП 81-714: 8240, 8241, 8242, 8243, 8244, 8245, 8246,
8247, 8248, 8249, 8250, 8251, 8252, 8253, 8254, 8255,
8256, 8257, 8258, 8259, 8260, 8261, 8262, 8263, 8264,
8265, 8266, 8267.
Также в МД "Калиновское" запасливые руководители "Метростроя" припасли
резервные вагоны:
Головные вагоны: 8919, 8920
Промежуточные вагоны: 8262, 8263, 8240, 8248
Информация о номерах вагонов предоставлена Алексеем Бродовиковым.
|
|