|
А.Шорин, "Уральский рабочий" от 20 декабря 2000 года
Поворотный момент. Поводы для оптимизма
Финансирование строительства нашего метро включено в федеральную программу и утверждено в Министерстве
финансов РФ. Соответствующие расходы (около 63 миллионов рублей) уже внесены в госбюджет 2001 года.
Городские и областные власти, как ожидается, в следующем году совместно смогут выделить на продолжение
строительства около 120 миллионов рублей. Общая сумма финансирования на 2001 год получается очень даже
неплохая - 183 миллиона. Кроме того, Областная Дума пересмотрела расхода бюджета 2000 года в пользу
строительства метрополитена на сумму в 70 миллионов рублей. Есть повод для оптимизма, как говорится.
А ведь еще несколько лет назад метростроевцы невесело шутили: "Руководство делает вид, что платит нам деньги
за работу, а мы делаем вид, что работаем". Так и было. Строительство метро - процесс весьма долгий, и какие-то
проблемы были всегда: то тюбингов не хватало, то проходчики не справлялись с неподатливым грунтом, то
подземные воды в шахты прорывались... Самым серьезным вызовом "Свердловскметрострою" стало именно отсутствие
денег, когда федерация по сути отказалась от своего собственного заказа, оставив львиную долю этих проблем
городским и областным властям.
То, что сегодняшний прорыв стал возможным хотя бы в принципе, в первую очередь заслуга самих метростроевцев.
В трудные годы они сумели сохранить костяк профессионалов, без которых невозможно продолжение строительства,
сумели сохранить уникальную технику. Ведь все эти годы строительство, несмотря ни на что, продолжалось. Зачастую
в долг, а то и себе в убыток.
Судите сами: долг заказчика метростроевцам по этому году на 1 ноября составил 32 миллиона рублей. А ведь, несмотря
на это, к примеру, в этом году на пусковой станции "Геологическая" закончено бетонирование обратного свода.
Метростроевцы всегда действовали как люди, заглядывающие далеко вперед. Известно ведь, что под лежачий камень вода
не потечет, - вот и старались они, как могли, обращать на себя внимание. Повод благо был - двадцать лет с начала
строительства. В этот августовский день, который так и был назван - "День метро", все городские средства массовой
информации были приглашены на площадки "Свердловскметростроя", чтобы оценить ситуацию на месте. Звучали и воспоминания
о прошлых победах, и обсуждение планов на будущее. День этот и стал во многом поворотным в судьбе нашей подземки.
Несколько позже ту же станцию "Геологическая" посетили мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и председатель областного
правительства Алексей Воробьев, а затем - депутаты Екатеринбургской городской Думы.
Новые задачи
Для возрождения былой славы им предстоит тяжелая работа сразу по нескольким направлениям: во-первых, нужно привести
в боевую готовность горнопроходческий комбайн "Вирт", который сейчас стоит в тоннеле под автовокзалом: ему предстоит
в следующем году пройти около четырехсот метров как минимум. Вторая задача - подготовить к окончательному пуску станцию
"Геологическая" возле цирка. Пуска этой станции город ждет давно и с нетерпением, а сейчас эти ожидания становятся
вполне оправданными, ведь на станции, помимо установки эскалаторов, остались в основном отделочные работы. При нормальном
финансировании это год-полтора, что для такой огромной станции не так уж и долго.
К переменам "Свердловскметрострой" готовился давно, чтобы оправдать те надежды, которые возлагаются на него горожанами.
Помимо привлечения старых кадров, которые в этом году начали возвращаться на предприятие, были заключены договоры на
подготовку специалистов для работы на строительстве Екатеринбургского метро с кафедрой шахтного строительства Уральской
государственной горно-геологической академии и с профессиональным училищем N 66. В училище, кстати, откроются в январе
ускоренные десятимесячные курсы по самым дефицитным метростроевским специальностям. За счет бюджета, то есть бесплатно
для самих обучающихся. На эти курсы нужны молодые парни, отслужившие в армии. Дело найдется и тем, кто уже имеет какой-то
опыт подземного строительства: уже сейчас "Свердловскметрострой" готов принять на работу 150-200 человек.
Работа эта, кстати, не только престижная и высокооплачиваемая, но и достаточно популярная среди строителей, особенно
в зимнее время - ведь там, под землей, не чувствуются уральские морозы, тормозящие большинство строек. Там температура
(всегда!) плюс десять по Цельсию.
Да и сам размах, который вновь приобретают эти работы, способствует возрождению популярности профессии метростроевца.
Кто знает, может, и вернутся те времена, о которых с такой ностальгией вспоминают бывалые проходчики, - те времена,
когда метростроевцы в глазах горожан были героями, преображающими родной город...
|
|