Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 13 января 1999 года

Деньги подземелья

Двадцать восьмого декабря по решению руководства АО "Свердловскметрострой" остановлен проходческий комплекс "ВИРТ". Нет, не потому, что его экипаж с чувством перевыполненного долга отправился на новогодние каникулы или вообще закончил проходку линии "Север-Юг".

- Ради концентрации сил и средств на пусковом объекте - станции "Геологическая" - приходится стопорить "ВИРТ", - объясняет подоплеку этого решения генеральный директор "Свердловскметростроя" В.Сурин.

Итак, Метрострой наконец-то выходит на финишную прямую в создании "Геологической", на пуск которой горожане надеялись в минувшем году? Генеральный директор, однако, не спешит называть новый срок ввода объекта в эксплуатацию. Хотя вроде бы известно: город и область твердо обещают необходимые для завершения строительства 100 миллионов рублей.

Осторожность руководителя обусловлена, судя по всему, опытом прошлых лет и особенно - 1998-го, когда станцию могли запустить, но... На строительстве метро было в целом освоено около 240 миллионов целковых. Немало, хотя могли и побольше, если бы были средства.

Как известно, строительство Екатеринбургского метрополитена финансируется из трех источников. По сложившейся традиции примерно половина необходимой на год суммы выдается из федерального бюджета. Выдается, как правило, с большим опозданием. В прошлом году Москва сначала пообещала 130 миллионов, которые затем секвестировала до 94-х. Из них уральские метростроевцы фактически получили "живьем" лишь около пяти миллионов, остальное только сейчас, в январе 1999-го, оформляется взаимозачетами.

Ох уж эти зачеты! Областной бюджет предусматривал на 1999 год выделение "на метро" 95 миллионов, из этого лишь девять миллионов пришли в распоряжение строителей "живыми" рублями, остальное - бартер. Сам город израсходовал на строительство метро пятьдесят с лишним миллионов, в том числе лишь 16 - в "живом" виде. Общий итог таков: из всего объема освоенных средств "Свердловскметрострой" получил наличкой, что называется, где-то около 13 процентов. А ведь только зарплата составляет 20-процентную долю расходов, не считая отчислений в Пенсионный фонд, которому фундаментными блоками не заплатишь.

И еще о зарплате. Накапливающаяся задолженность по ней накаляет обстановку в коллективе. Люди не раз пытались бастовать. Достаточно вспомнить прошлогодний майский инцидент, который не исчерпан до сих пор. Работу практически прекратили несколько сотен рабочих основных подземных профессий, 50-60 из них до сих пор числятся в "невозвращенцах". А долг на сегодня по заработной плате достиг восьми месяцев, это настоящая трагедия...

Но вернусь к разговору о пуске "Геологической" в 1999 году. Как уже было сказано, городской и областной бюджеты вроде как планируют необходимую "пусковую" сумму. Сколько из нее будет "живых" рублей? Власти на этот вопрос четкого ответа не дают, что и беспокоит руководство "Свердловскметростроя". Пуск состоится, говорят, лишь в том случае, если не меньше половины обещанных средств дадут "живыми". Наличные требуются не только и не столько потому, что людям надо хоть сколько-то платить. Предоплату и только "живыми" рублями требуют поставщики оборудования - изготовители, например, эскалаторов, средств связи и телекоммуникаций из Москвы и Санкт-Петербурга. На взаимозачеты и бартер они не идут. Поэтому альтернативы, как говорится, нет: если хотим достроить очередную станцию подземки, то надо изыскать "живые" рубли.

Есть еще проблема стратегического характера. Ныне она обострилась как никогда. И если не будет решена, то возникнет ситуация, когда со всей серьезностью встанет вопрос о прекращении строительства Екатеринбургского метрополитена вообще.

Речь о доле финансирования из федерального бюджета. Она, замечу, как правило, используется для работ на перспективу. Федеральные деньги тратятся на прокладку тоннелей от "Геологической" до очередных будущих станций "Бажовская" и "Чкаловская". Комплекс "ВИРТ" достиг "Чкаловской" и тут был остановлен. Как только прояснится ситуация с "федеральными" деньгами на 1999 год, он двинется от "Чкаловской" назад к "Геологической", пробивая второй тоннель. А ясности о деньгах из федеральной казны как раз и нет. Больше того, нарастает опасение, что строители нашего метро на этот раз не получат ничего. Известно ведь, какой до предела урезанный бюджет сейчас обсуждают в Государственной Думе.

Ни копейки не будет, судя по всему, всем субъектам Российской Федерации, где идет строительство метрополитенов. Чем это обернется? Об этом сказано в письме 10 губернаторов (в их числе и наш - В.К.), президентов областей и республик страны, отправленном в конце минувшего года в адрес председателя правительства Е.Примакова. В нем констатируется, что прекращение строительства метрополитенов нанесет непоправимый ущерб отрасли, усилит социально-экономические последствия и напряженность в городах из-за откладывания решения их транспортных проблем. "Консервация объектов метрополитена технически и экономически нецелесообразна, так как с учетом последующей расконсервации она должна занять, по экспертным оценкам, до двух лет с расходами до 10 миллиардов в действующих ценах", - предупреждают губернаторы. По их мнению, сейчас можно обойтись по минимуму 3,2 - 3,5 миллиарда господдержки, чтобы потом не нести куда больших потерь.

Другими словами, налицо известная ситуация с фразой "Казнить нельзя помиловать". Где здесь поставить запятую? Применительно к нашей подземке решение только одно: надо продолжать строительство, "консервация" может угробить все дело.

 
 

Hosted by uCoz