|
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 13 января 1999 года
Деньги подземелья
Двадцать восьмого декабря по решению руководства АО "Свердловскметрострой" остановлен проходческий
комплекс "ВИРТ". Нет, не потому, что его экипаж с чувством перевыполненного долга отправился на новогодние
каникулы или вообще закончил проходку линии "Север-Юг".
- Ради концентрации сил и средств на пусковом объекте - станции "Геологическая" - приходится стопорить "ВИРТ",
- объясняет подоплеку этого решения генеральный директор "Свердловскметростроя" В.Сурин.
Итак, Метрострой наконец-то выходит на финишную прямую в создании "Геологической", на пуск которой горожане
надеялись в минувшем году? Генеральный директор, однако, не спешит называть новый срок ввода объекта в эксплуатацию.
Хотя вроде бы известно: город и область твердо обещают необходимые для завершения строительства 100 миллионов рублей.
Осторожность руководителя обусловлена, судя по всему, опытом прошлых лет и особенно - 1998-го, когда станцию могли
запустить, но... На строительстве метро было в целом освоено около 240 миллионов целковых. Немало, хотя могли и
побольше, если бы были средства.
Как известно, строительство Екатеринбургского метрополитена финансируется из трех источников. По сложившейся
традиции примерно половина необходимой на год суммы выдается из федерального бюджета. Выдается, как правило,
с большим опозданием. В прошлом году Москва сначала пообещала 130 миллионов, которые затем секвестировала до
94-х. Из них уральские метростроевцы фактически получили "живьем" лишь около пяти миллионов, остальное только
сейчас, в январе 1999-го, оформляется взаимозачетами.
Ох уж эти зачеты! Областной бюджет предусматривал на 1999 год выделение "на метро" 95 миллионов, из этого лишь
девять миллионов пришли в распоряжение строителей "живыми" рублями, остальное - бартер. Сам город израсходовал
на строительство метро пятьдесят с лишним миллионов, в том числе лишь 16 - в "живом" виде. Общий итог таков: из
всего объема освоенных средств "Свердловскметрострой" получил наличкой, что называется, где-то около 13 процентов.
А ведь только зарплата составляет 20-процентную долю расходов, не считая отчислений в Пенсионный фонд, которому
фундаментными блоками не заплатишь.
И еще о зарплате. Накапливающаяся задолженность по ней накаляет обстановку в коллективе. Люди не раз пытались
бастовать. Достаточно вспомнить прошлогодний майский инцидент, который не исчерпан до сих пор. Работу практически
прекратили несколько сотен рабочих основных подземных профессий, 50-60 из них до сих пор числятся в "невозвращенцах".
А долг на сегодня по заработной плате достиг восьми месяцев, это настоящая трагедия...
Но вернусь к разговору о пуске "Геологической" в 1999 году. Как уже было сказано, городской и областной бюджеты вроде
как планируют необходимую "пусковую" сумму. Сколько из нее будет "живых" рублей? Власти на этот вопрос четкого ответа
не дают, что и беспокоит руководство "Свердловскметростроя". Пуск состоится, говорят, лишь в том случае, если не меньше
половины обещанных средств дадут "живыми". Наличные требуются не только и не столько потому, что людям надо хоть
сколько-то платить. Предоплату и только "живыми" рублями требуют поставщики оборудования - изготовители, например,
эскалаторов, средств связи и телекоммуникаций из Москвы и Санкт-Петербурга. На взаимозачеты и бартер они не
идут. Поэтому альтернативы, как говорится, нет: если хотим достроить очередную станцию подземки, то надо
изыскать "живые" рубли.
Есть еще проблема стратегического характера. Ныне она обострилась как никогда. И если не будет решена, то
возникнет ситуация, когда со всей серьезностью встанет вопрос о прекращении строительства Екатеринбургского
метрополитена вообще.
Речь о доле финансирования из федерального бюджета. Она, замечу, как правило, используется для работ на
перспективу. Федеральные деньги тратятся на прокладку тоннелей от "Геологической" до очередных будущих станций
"Бажовская" и "Чкаловская". Комплекс "ВИРТ" достиг "Чкаловской" и тут был остановлен. Как только прояснится
ситуация с "федеральными" деньгами на 1999 год, он двинется от "Чкаловской" назад к "Геологической", пробивая
второй тоннель. А ясности о деньгах из федеральной казны как раз и нет. Больше того, нарастает опасение, что
строители нашего метро на этот раз не получат ничего. Известно ведь, какой до предела урезанный бюджет сейчас
обсуждают в Государственной Думе.
Ни копейки не будет, судя по всему, всем субъектам Российской Федерации, где идет строительство метрополитенов.
Чем это обернется? Об этом сказано в письме 10 губернаторов (в их числе и наш - В.К.), президентов областей и
республик страны, отправленном в конце минувшего года в адрес председателя правительства Е.Примакова. В нем
констатируется, что прекращение строительства метрополитенов нанесет непоправимый ущерб отрасли, усилит
социально-экономические последствия и напряженность в городах из-за откладывания решения их транспортных
проблем. "Консервация объектов метрополитена технически и экономически нецелесообразна, так как с учетом
последующей расконсервации она должна занять, по экспертным оценкам, до двух лет с расходами до 10 миллиардов
в действующих ценах", - предупреждают губернаторы. По их мнению, сейчас можно обойтись по минимуму 3,2 - 3,5 миллиарда
господдержки, чтобы потом не нести куда больших потерь.
Другими словами, налицо известная ситуация с фразой "Казнить нельзя помиловать". Где здесь поставить запятую?
Применительно к нашей подземке решение только одно: надо продолжать строительство, "консервация"
может угробить все дело.
|
|