|
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 09 октября 1998 года
Угасание метростроя
В самом конце нашей беседы председатель совета директоров АО "Свердловскметрострой" В.Реценштейн сообщил,
что горнопроходческий комплекс "Вирт" в настоящий момент буравит земную твердь уже в районе автовокзала на
Щорса. Он на пути к последней станции метро (в районе трамвайной остановки "Южная"), единственной пока линии
Екатеринбургского метрополитена "Север-Юг". Буравит недра комплекс практически в долг, поскольку
с финансированием туго.
Другой подземный комбайн - "Паурат" - вышел из строя, немного недоделав свою работу по выработке породы
на станции "Геологическая", которую хотели пустить в эксплуатацию в 1998 году. Судя по всему, "Паурат"
совсем отработался. Поломка очень серьезная, а у метростроителей нет валюты, чтобы заказать нужные детали за
границей, откуда комплекс родом. Не является ли этот факт недобрым предзнаменованием насчет судьбы всего
"Свердловскметростроя" - у него слишком часто возникают "поломки" процесса строительства уральской подземки?
- Так идет сейчас какая-либо работа на пусковой станции или нет? - задал я первый вопрос
председателю совета директоров.
- Полной остановки нет, но... Если, к примеру, в январе собственными силами было освоено около 18 миллионов
рублей, то за февраль, когда несколько недель бастовали рабочие, было произведено работ лишь на 11 с небольшим
миллионов. Март, апрель по сравнению с этим, можно сказать, выдались ударными: освоено больше 18 миллионов.
В мае опять забастовка, в ходе которой рабочие места покинули (и, замечу, до сей поры не вернулись) около 200
работников основных профессий. В итоге за этот месяц на строительстве не освоено и шести миллионов рублей.
Потом люди приноровились работать меньшим составом: в июне-июле было освоено где-то по 11 миллионов, а
в августе - уже 14...
- Ушли люди наверняка не от хорошей, как говорится, жизни. Им ведь, насколько известно,
АО очень задолжало по зарплате...
- Да, на сегодня АО "Свердловскметрострой" задолжало своим работникам примерно 30 миллионов рублей, это
семимесячная зарплата. Но можно ли поставить это в вину руководству АО, когда заказчик строительства в лице
дирекции строящегося метрополитена должен метростроевцам 77,4 миллиона рублей? А те крохи, что перепадают
строителям, и на 20 процентов не выделяются в виде "живых" денег. В основном финансирование осуществляется
по взаимозачетам. Если заказчик сдержит свое обещание перечислить в октябре 8 миллионов, то мы сможем погасить
долги по зарплате за два месяца.
Дирекция строящегося метрополитена в свою очередь не платит не потому, что не хочет. Ее метростроевский
фонд, как известно, формируется из трех бюджетов: екатеринбургского городского, областного и федерального.
Так вот, город выдал все запланированные его администрацией на год субсидии - 30 миллионов плюс затем еще
дополнительно 20. Областной бюджет, надеемся, в четвертом квартале тоже рассчитается сполна, но, увы, опять
зачетами. Федеральных же денег за прошедшие девять месяцев года поступило лишь шесть миллионов из 130-ти.
Поэтому заказчик может погасить долги нам лишь из федерального бюджета. Выбьет ли он эти деньги, вот вопрос!
Его представители теперь, когда федеральное правительство наконец-то сформировано, судя по всему, начали процесс
"выбивания" средств, в том числе и на 1999 год.
- Пуск "Геологической" в текущем году, к сожалению, не состоится. Каковы же прогнозы насчет 1999-го?
- Наши специалисты делали расчеты еще в августе - в самый канун кризиса. По тогдашним ценам нам требовалось
на пуск объекта миллионов сто. Учитывая, что при полномасштабной, хорошо финансируемой работе мы можем осваивать
по 20-22 миллиона за месяц. Значит, пуск станции возможен в первой половине 1999 года. Это если бы с финансированием
все было ясно еще в августе-сентябре и не случилось столь масштабного кризиса в стране. Сейчас кто возьмется определить,
сколько теперь надобно денег для завершения строительства?
В августе мы давали свои предложения и расчеты по финансированию стройки. У города, в частности, просили заложить
сумму не меньше той, что была нынче. Опять же теперь возникает вопрос: при нынешнем скачке цен хватит ли такого
объема финансирования. Думается, нет. А сколько надо: 100, 200?.. Такую сумму, как говорится, не потянуть даже
городу и области без финансовой поддержки Москвы. А на нее надежды слабые: в условиях, когда правительство формирует
чрезвычайный бюджет на четвертый квартал года да еще неизвестно, что будет в новом году, - вряд ли запланируют траты
на метро. Может не найти денег для этого и областная казна. А на деньги города, если они будут выделены, можно лишь
обеспечить безопасность на подземной стройке, строительно-монтажные работы придется прекратить или приостановить на
какое-то время.
- Поэтому-то, Валентин Константинович, "Свердловскметрострой" все больше расширяет, если можно так
выразиться, отхожий промысел?
- Занимаемся этим, чтобы сохранить квалифицированный костяк почти двухтысячного коллектива метростроя, умение
которого, надеюсь, Екатеринбургу еще потребуется. Сейчас надо выжить. Был создан филиал - "Метроспецстрой".
Осуществляем переквалификацию кадров на общестроительные работы. Взяли подряд на строительство универсама на
Сортировке, занимаемся ремонтом школы, больницы... В общей сложности заняты на 16 объектах.
Что же касается полного либо частичного прекращения работ на метро, то решение об этом выносится заказчиком.
Он может сделать это, если окажется безвыходным положение с финансированием.
|
|