Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 19 мая 1998 года

Трамвайный кондуктор - друг метро?

Недавно исполнилось семь лет со дня пуска в эксплуатацию первых станций Екатеринбургского, тогда Свердловского метрополитена. За это время подземным электротранспортом воспользовалось более ста миллионов человек.

- У нас огромное упущение - не уловили момент, когда в метро спустился стомиллионный пассажир, - пошутил директор Екатеринбургского метрополитена И.Титов. - Предполагали, что это случится нынче в феврале. Но подвели итоги и увидели: с апреля 1991-го по февраль 1998 года побывало уже 102 миллиона пассажиров.

Своеобразным подарком к седьмой годовщине начала пассажироперевозок стал такой факт: в первом квартале 1998-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество пассажиров в подземке увеличилось на 11 с лишним процентов. Казалось бы, чему тут особенно радоваться? А дело в том, что в последние годы посещаемость метро снижалась. Если, к примеру, в 1995-м было перевезено 24 миллиона человек, то год спустя этот показатель уменьшился до 21,5 миллиона. За только что минувший 1997-й опустились еще ниже - 20,4 миллиона.

Особенно, возможно, неприятным руководству метрополитена показалось то, что спад у них в прошлом году происходил на фоне подъема фактически во всех видах наземного городского транспорта. Тут есть над чем поразмышлять.

Как ни странно, но отток пассажиров во многом обусловлен отменным, можно сказать, порядком в метро. Специфика этого вида транспорта мешает сильно плодиться безбилетникам. Здесь в вагон незамеченным не проберешься. Так вот: невзирая на то, из района Уралмаша до центра города на подземной электричке катишь всего-то 12 минут, и расписание движения соблюдается здесь на 99,99 процента, некоторые горожане стали переходить на наземный транспорт, тратя на дорогу по часу и больше. Почему? В трамвае, троллейбусе и автобусе легче прокатиться бесплатно.

Впрочем, было легче. Сначала городское автопредприятие обзавелось кондукторами для автобусов, а в прошлом году об этой подзабытой профессии вспомнили и руководители трамвайно-троллейбусного управления. Словом, плохие времена настали для любителей прокатиться без билета и на наземном транспорте. Это сказалось, судя по итогам за прошлый год, на показателях работы как автотранспортников, так и электротранспортников: там и тут увеличилась выручка за счет повышения сбора платы за проезд. А еще автобусные и трамвайно-троллейбусные кондуктора оказались невольными друзьями и помощниками метрополитена. Они косвенным, естественно, образом - ликвидируя своих безбилетников - нынче поспособствовали притоку пассажиров в метро. Ведь убедившись, что теперь без билета трудно проехать и в наземных транспортных средствах, кое-кто из екатеринбуржцев вернулся в быстроходные подземные электрички.

В метрополитене подчеркивают: из 20 с лишним миллионов прошлогодних пассажиров 12 миллионов проехали за плату. У коллег с наземных видов транспорта, надо заметить, пропорция обратная: льготников больше, нежели тех, кто "за плату". Тем не менее у "наземщиков" сравнительно высокая доля окупаемости расходов по перевозкам. Для транспортников это факт отрадный. Они, находясь на так называемом бюджетном финансировании, часть сами зарабатывают. Чем, значит, больше эта часть, тем меньше дотации требуется из бюджета, из которого не очень-то дождешься нужных сумм. Поэтому выгодней повышать доходность. Делать это можно еще какое-то время за счет ужесточения борьбы с "зайцами". Их все-таки еще достаточно, хотя и поубавилось.

В метро же, как уже говорилось, массовое безбилетничество не наблюдается. Здесь приходится бороться за увеличение пассажиропотока вообще. Но в сегодняшних условиях это эффекта не дает. Опыт показал, что пассажиров становится резко больше после каждого ввода новой станции, чего уже не было почти четыре года. Вот почему метрополитен ждет не дождется запланированного на 1998 год пуска "Геологической". Это, по их мнению, станет первым шагом на пути в глубь одного из так называемых спальных районов областного центра, где, следовательно, много потенциальных клиентов метро. Кстати, в свое время не случайно проектировали иные станции вблизи таких промышленных гигантов, как Уралмаш или ЗИК. На работу сюда ездили многие тысячи людей практически со всего города. Кто мог предположить, что расчет окажется неверным из-за резкого изменения экономической ситуации в стране и в нашем городе? Ныне на эти предприятия спешит по утрам не так и много работников...

Доля метро в общем объеме городских пассажироперевозок сейчас скромна - 3,6 процента. Настанет, безусловно, время, когда она вырастет десятикратно. Это неизбежно, если не заглохнет строительство новых тоннелей и станций.

 
 

Hosted by uCoz