|
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 03 февраля 1997 года
"Деревянная нога" Метростроя
Образ, вынесенный в заголовок, - не журналистская выдумка. Прокладку подземных тоннелей сравнил с походкой
человека, у которого одна нога деревянная, сам генеральный директор "Свердловскметростроя" В.Сурин. Дело в
том, что метростроевцы прокладывают два тоннеля. Один - с помощью высокопроизводительного импортного
проходческого комплекса "ВИРТ", а другой - ветхозаветным буровзрывным способом. Поэтому комплекс сейчас,
вгрызаясь в твердь земную под улицей 8 Марта, уже пересек в сторону автовокзала улицу Фурманова, а "деревянная
нога" в параллельном тоннеле ковыляет позади...
Об этой ситуации специалисты метростроя говорят "кстати". Потому как главная их задача отнюдь не здесь, где
ведется работа на перспективу, для задела. Сиюминутная, актуальнейшая задача сейчас - пуск линии от станции
"Площадь 1905 года" до станции "Геологическая", включая комплекс непосредственно самой станции. Планируемая
дата события - август 1998 года, 275-летие Екатеринбурга. Чтобы это произошло в заданный срок или позже, но
все-таки нынче, надобно располагать 260-ю миллиардами неденоминированных рублей. Причем миллиарды в основном
должны быть "живыми", а не в виде взаимозачетов.
Если судить по финишным цифрам, то минувший год для "Свердловскметростроя" видится вполне благополучным. За год,
ему предшествовавший, на строительстве метро в областном центре было освоено 215 миллиардов, год же спустя - уже
270. Но... Вот такой факт: как всегда с запозданием - едва ли не 31 декабря - пришла почти стомиллиардная сумма из
федерального бюджета. Намного ритмичней и своевременней поступали деньги из екатеринбургского городского и областного
бюджетов. Ими метростроевцы и жили, работали, ожидаючи федеральных субсидий. И вот закавыка: деньгами в самом прямом
смысле можно назвать лишь где-то около 19 процентов общего объема освоенных средств, остальное - взаимозачеты. И надо
ли тогда гадать, почему в АО "Свердловскметрострой" сейчас готовятся выдать зарплату за сентябрь. Ясно, почему
метростроители весь прошлый год балансировали на грани социального взрыва. Это ли не "деревянная нога", заставляющая
ковылять, а не бегом продвигаться?
Тем не менее, как видно, дело в целом шло достаточно производительно. Однако в наступившие предпусковые месяцы такой
номер, что называется, уже не пройдет. Напряженный график требует работы еще более интенсивной, но вряд ли на это
способны люди, столь долго не получающие зарплату. Их вдохновят только деньги.
И еще: на завершающем этапе строительства требуется немало оборудования (например, эскалаторы), которое производится
за пределами Свердловской области и даже вне Уральского региона. С "ненашими" предприятиями трудно, почти невозможно
договориться о поставках по взаимозачетам. Они требуют деньги, которые, по выражению того же В.Сурина, были нужны еще
вчера. Ведь заказы на заводах надобно размещать загодя. Чтобы те предусмотрели их при верстке годовых либо квартальных
производственных программ.
Сейчас идут лишь разговоры о том, что "Свердловскметрострою" обещано на 1998 год 260 старых миллиардов. Сумма эта
раскладывается на 130 миллиардов федерального происхождения и ровно на столько же - из областного и городского бюджетов.
"Живыми" деньгами намереваются выдать процентов 30. Даже если это - не по примеру минувшего года - исполнится, то все
равно их будет недостаточно. Да и когда исполнится-то? Специалисты-метростроители прогнозируют: если в течение ближайшего
месяца-двух проблема наличности не решится, то пуск "Геологической" в запланированный срок не состоится.
А коли состоится? Тогда на передний план выйдет то, о чем сейчас пока говорится после слова "кстати". Быстроходный "ВИРТ" к
тому моменту уйдет далеко вперед по пути к автовокзалу. Чтобы он шел без остановок, нужно миллиардов сто...
Вот если бы и по другому тоннелю вместо буровзрывных дел мастеров тоже пустить проходческий комплекс! - мечтают в
"Свердловскметрострое". И мечта эта в принципе не такая уж и утопическая. Областное правительство, как известно, пытается
"пробить" валютный еврозаем. Руководство "Свердловскметростроя" осторожно высказывает мысль о том, что неплохо бы частичку
того займа пустить на приобретение канадского проходческого комплекса "Ловат". Агрегат этот совершенней почти 20-летнего
по возрасту "ВИРТа". Вдвоем они мигом - в сравнении с прежними темпами, конечно, и, естественно, при достаточном
финансировании работ - пробили бы оба тоннеля от "Бажовской" в сторону Ботанического микрорайона, где надо уже выходить
на поверхность. И потом, на прокладке другой линии, им работы хватит на многие годы.
|
|