В.Кожевятов, "Уральский рабочий" от 14 июня 1996 года
Подземный "скалогрыз"
На строительстве Екатеринбургского метрополитена закончен монтаж уникального горнопроходческого комплекса.
Возможно, я оказался в числе тех последних, кто еще успел осмотреть германский проходческий комплекс фирмы
"ВИРТ" буквально со всех сторон.
По случаю завершения работ здесь разбили в торжественной обстановке бутылку шампанского, сам мэр областного
центра поздравлял метростроевцев... Специалисты "Бамтоннельстроя" под руководством И.Слепко принялись за
наладку и регулировку сложной немецкой техники. Тем временем к месту недавнего торжества зачастили экскурсии,
чтобы посмотреть на диковинный агрегат.
И вот 10 июня он двинулся к месту непосредственной работы -- в специально подготовленную стаканообразной формы
штольню. "ВИРТу" надобно на холостом ходу преодолеть с десяток метров пустого пространства -- до конца выработки
и приступить к делу -- крушить породу по метру в час. Теперь, значит, главную "достопримечательность" комплекса
- более чем 5,5-метрового диаметра щитовой бур, оснащенный 50-ю шарошечными долотами из твердых сплавов, - никакие
экскурсии не увидят до его появления в котловане на месте будущей станции "Геологическая". Это больше ста метров.
Пройдя их, механический крот начнет проходку тоннеля к следующей станции "Бажовская" и затем дальше...
"ВИРТ" был спроектирован за границей по заказу строителей БАМа. Им, помимо обустройства железнодорожных насыпей,
еще приходилось и мосты возводить, и тоннели пробивать сквозь горные кряжи. Комплекс продырявил там гору всего лишь
метров на 300 и оказался не у дел. Так что "Свердловскметрострою" он достался почти совсем новеньким.
Проходческий комплекс напоминает более чем 100-метровой длины гусеницу с массивной восьмиметровой "роющей" головой.
Самое сложное по конструкции и, как уже сказано, примечательное у него - "голова". Это мощнейший механизм. Вращаясь,
он долотами откалывает любой твердости породу и через специальные отверстия как бы сквозь себя отправляет ее на
первый ленточный транспортер. Отсюда грунт передается на второй транспортер, затем на третий и далее - в вагонетки,
которые шахтоподъемником поднимают на-гора. Движется "ВИРТ" вперед, вгрызается в скалы, опираясь специальными
домкратами на чугунные тюбинги. Ими практически одновременно с операцией скалывания пород облицовывают получающиеся
идеально ровными стены тоннеля.
Кстати, замечу: поэтому-то комплекс приступает к делу не прямо сразу - включай и поехали! Вначале требуется едва
ли не вручную уложить в стартовом "стакане" первый ряд тюбингов, подождать, чтобы те намертво "прицементировались"
к поверхности. Опираясь на этот начальный ряд, "ВИРТ" и приступит к работе.
Прокладывает ему путь под землей лазерный луч. У наладчиков и эксплуатационников комплекса в ходу термин
"навигационное оборудование", словно речь о морском либо воздушном судне. И под землей, оказывается, надо точно
так же определять свое положение в пространстве, с точностью до миллиметров вычислять маршрут. Для этого имеется
самое современное электронное оборудование. Еще "ВИРТ" может на сотни метров впереди себя брать грунт "на пробу".
У него на борту, если можно так выразиться, предусмотрена специальная буровая установка. С ее помощью и возможна
разведка грунтовой обстановки по маршруту проходки к назначенной точке.
Обычным для метростроителей тоннельного отряда № 36 буро-взрывным методом проходки за месяц удается продвинуться в
среднем на 40-60 метров. Судя по проектной производительности "ВИРТа", которая, кстати, подтвердилась на БАМе, он
при трехсменной работе может сделать за сутки аж половину привычной месячной нормы. Теоретически может. Будет ли так
на практике - покажет недалекое будущее. Сомневаться приходится из-за специфических условий, от которых никто не
застрахован. В частности, успеют ли при такой производительности проходчиков выдавать на-гора в вагонетках весь грунт?
Ведь этот технологический участок годами оснащался под совсем иные темпы. Но метростроевцы, полагаю, сумеют здесь тоже
все переналадить по-новому.
Помимо сверхскоростной проходки и снижения трудоемкости на укладке тюбингов есть еще один большой предполагаемый плюс
от использования новой техники. Это совершенная безопасность для наземных зданий и сооружений. Сколько их, этих зданий,
по городу подпортил буро-взрывной метод проходки метро! А механический крот будет рыть недра очень быстро, качественно
и без ущерба для городских строений.
|