Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В.Кожевятов, "Уральский рабочий" от 14 июня 1996 года

Подземный "скалогрыз"

На строительстве Екатеринбургского метрополитена закончен монтаж уникального горнопроходческого комплекса. Возможно, я оказался в числе тех последних, кто еще успел осмотреть германский проходческий комплекс фирмы "ВИРТ" буквально со всех сторон.

По случаю завершения работ здесь разбили в торжественной обстановке бутылку шампанского, сам мэр областного центра поздравлял метростроевцев... Специалисты "Бамтоннельстроя" под руководством И.Слепко принялись за наладку и регулировку сложной немецкой техники. Тем временем к месту недавнего торжества зачастили экскурсии, чтобы посмотреть на диковинный агрегат.

И вот 10 июня он двинулся к месту непосредственной работы -- в специально подготовленную стаканообразной формы штольню. "ВИРТу" надобно на холостом ходу преодолеть с десяток метров пустого пространства -- до конца выработки и приступить к делу -- крушить породу по метру в час. Теперь, значит, главную "достопримечательность" комплекса - более чем 5,5-метрового диаметра щитовой бур, оснащенный 50-ю шарошечными долотами из твердых сплавов, - никакие экскурсии не увидят до его появления в котловане на месте будущей станции "Геологическая". Это больше ста метров. Пройдя их, механический крот начнет проходку тоннеля к следующей станции "Бажовская" и затем дальше...

"ВИРТ" был спроектирован за границей по заказу строителей БАМа. Им, помимо обустройства железнодорожных насыпей, еще приходилось и мосты возводить, и тоннели пробивать сквозь горные кряжи. Комплекс продырявил там гору всего лишь метров на 300 и оказался не у дел. Так что "Свердловскметрострою" он достался почти совсем новеньким.

Проходческий комплекс напоминает более чем 100-метровой длины гусеницу с массивной восьмиметровой "роющей" головой. Самое сложное по конструкции и, как уже сказано, примечательное у него - "голова". Это мощнейший механизм. Вращаясь, он долотами откалывает любой твердости породу и через специальные отверстия как бы сквозь себя отправляет ее на первый ленточный транспортер. Отсюда грунт передается на второй транспортер, затем на третий и далее - в вагонетки, которые шахтоподъемником поднимают на-гора. Движется "ВИРТ" вперед, вгрызается в скалы, опираясь специальными домкратами на чугунные тюбинги. Ими практически одновременно с операцией скалывания пород облицовывают получающиеся идеально ровными стены тоннеля.

Кстати, замечу: поэтому-то комплекс приступает к делу не прямо сразу - включай и поехали! Вначале требуется едва ли не вручную уложить в стартовом "стакане" первый ряд тюбингов, подождать, чтобы те намертво "прицементировались" к поверхности. Опираясь на этот начальный ряд, "ВИРТ" и приступит к работе.

Прокладывает ему путь под землей лазерный луч. У наладчиков и эксплуатационников комплекса в ходу термин "навигационное оборудование", словно речь о морском либо воздушном судне. И под землей, оказывается, надо точно так же определять свое положение в пространстве, с точностью до миллиметров вычислять маршрут. Для этого имеется самое современное электронное оборудование. Еще "ВИРТ" может на сотни метров впереди себя брать грунт "на пробу". У него на борту, если можно так выразиться, предусмотрена специальная буровая установка. С ее помощью и возможна разведка грунтовой обстановки по маршруту проходки к назначенной точке.

Обычным для метростроителей тоннельного отряда № 36 буро-взрывным методом проходки за месяц удается продвинуться в среднем на 40-60 метров. Судя по проектной производительности "ВИРТа", которая, кстати, подтвердилась на БАМе, он при трехсменной работе может сделать за сутки аж половину привычной месячной нормы. Теоретически может. Будет ли так на практике - покажет недалекое будущее. Сомневаться приходится из-за специфических условий, от которых никто не застрахован. В частности, успеют ли при такой производительности проходчиков выдавать на-гора в вагонетках весь грунт? Ведь этот технологический участок годами оснащался под совсем иные темпы. Но метростроевцы, полагаю, сумеют здесь тоже все переналадить по-новому.

Помимо сверхскоростной проходки и снижения трудоемкости на укладке тюбингов есть еще один большой предполагаемый плюс от использования новой техники. Это совершенная безопасность для наземных зданий и сооружений. Сколько их, этих зданий, по городу подпортил буро-взрывной метод проходки метро! А механический крот будет рыть недра очень быстро, качественно и без ущерба для городских строений.

 
 

Hosted by uCoz