|
М.Порошина, "Вечерний Екатеринбург", 09 февраля 1993 года
Если вы не бывали в "подземке"
Заметки для истории.
У нашего парка культуры и отдыха появился серьезный соперник. Теперь услуги этой "конкурирующей организации"
привлекают внимание и молодых родителей с детьми, и солидных пенсионеров, и озорных мальчишек, туда стремятся
стройными рядами гости нашего города. Аттракцион этот получил в свое время солидную рекламу, поэтому его появления
ждали давно, чем и объясняется его огромная популярность. Называется этот аттракцион - екатеринбургский метрополитен,
и с декабря прошлого года насчитывает аж четыре станции. Со времени сдачи последней, "Уральской", что рядом с
железнодорожным вокзалом, "процесс пошел" в двух направлениях: городской метрополитен, выражаясь языком специалистов,
начал приобретать черты функционально значимой для горожан транспортной системы. Но параллельно с этим начал приобретать
и славу любимца отдыхающей публики.
Да простят меня за подобное легкомыслие работники метрополитена, но такое впечатление сложилось у меня после неоднократного
посещения нашего метрополитена с целью ознакомить четырехлетнюю дочь с достижениями цивилизации. Там мы встретили соседей с
сынишкой - ровесником нашей и знакомых, которые привели сюда гостей из Серова. Вот и хочу поделиться впечатлениями с теми,
кто захочет повторить наш маршрут.
Жетон, дающий право на проезд в метро, стоит три рубля. В одну протянутую руку дают один жетон, о чем и оповещает объявление.
Но каждый считает своим долгом переспросить кассира: "Три рубля? Только один?" Для полноты впечатления, наверное. "А где жетон-то,
давай жетон!", - бузит у кассы мужичок, держа на раскрытой ладони мятые купюры - сдачу и жетон. "Вот же у тебя жетон!", -
поясняет доброжелательная публика. "Тю, такой дохлый..." - изумляется мужик. Он, наверное, ждал, сообразно масштабам события,
и бляху пудовую, не меньше, а потому откровенно разочарован.
Легкий пластиковый жетон действительно выглядит несолидно, а главное - падает в монетоприемник не так быстро, как хотелось
бы, поэтому самых нетерпеливых турникеты увесисто толкают в бока. Возле турникетов обычно собираются группами болельщики и
консультанты, которые азартно включаются в сражение граждан с турникетами: "Встаньте паровозиком, чтоб просвета не было!",
"Нет, так не получится, возьми его на руки!", "Да не лезь ты, погоди, пока щелкнет!".
Удачно пройдя турникет, поневоле испытываешь гордость за свой интеллект и чувство облегчения - удалось! Тот, кто на
собственные силы не рассчитывает, а также не доверяет посредникам (кассе и турникетам), предпочитает действовать по
старинке: отдает "трешку" дежурной и попросту идет в обход, лишая себя ярких впечатлений. Таких зануд немало.
Но и их ждет испытание - поездка на эскалаторе. Дежурная, сидящая внизу и вооруженная микрофоном, принимает столь
деятельное и громогласное участие в процессе поднимания - опускания ("Возьмите ребенка!", "Держитесь за поручни!",
"Мальчик, стой прямо!", "Мужчина, подвиньтесь!"), что поневоле чувствуешь робость. И трепет провинциала, который без
бдительного руководства и впрямь не освоит эту "столичную" премудрость, подбираешь живот, держишь спинку прямо, равнение -
на дежурную.
Отдыхая от перенесенных волнений, публика чинно прогуливается по вестибюлю станции, рассматривая и обсуждая интерьер,
а также пытаясь разгадать тайну совершенно одинаковых по смыслу указателей, направляющих в диаметрально противоположные
стороны. Дискуссия переносится в сияющие чистотой вагоны, три пролета преодолеваются мгновенно. Публика освобождает вагон...
и в полном почти составе ждет обратной электрички. Вечер проведен на славу, будет о чем рассказать внукам лет через ...дцать,
когда всё уже забудут, что наш метрополитен тоже был когда-то молодым.
|
|