С. Зиганшин, Главный архитектор проекта, журнал «Метрострой», 7/89
АРХИТЕКТУРА СТАНЦИЙ СВЕРДЛОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА.
Для определения архитектурно-художественного образа станций I очереди была проведен городской конкурс на
лучшие проекты и по его итогам организованы авторские коллективы, которые в дальнейшем занимались разработкой
проектной документации. Значительный вклад в оформление интерьеров внесли заводы Урала, художники-монументалисты
из зонального объединения «Росмонументискусство», мастерские СТПК Художественного фонда.
«Площадь 1905 года»
Станция глубокого, заложения, колонного типа, трехнефная. Расположена в центральной части города рядом с одноименной площадью.
Опоры сводов выполнены в виде строгих гранитных порталов, отделяющих средний зал от боковых посадочных участков платформы.
Архитектурно-художественное оформление станции посвящено революционным событиям в России начала века.
Цветовое решение интерьера построено на контрастном соотношении беломраморных путевых стен и облицованных красным
карельским гранитом порталов.
Освещение центрального зала решается декоративными бра и люстрами, боковых пролетов — сгруппированными между
порталами бра. На путевых стенах расположены художественные тематические вставки, выполненные в технике
флорентийской мозаики уральскими мастерами - камнерезами.
Автор — коллектив института «Свердловскгражданпроект». Руководитель — архитектор А.Е.Заславский.
«Динамо»
Станция односводчатая, глубокого заложения. Расположена вблизи стадиона.
Предложенная авторами оригинальная конструкция водоотводящего зонта, являющегося одновременно и элементом
архитектурного декора станции, позволила организовать скрытое закарнизное освещение. Оно представляет собой
ряд чередующихся в верхней части свода больших проемов с мягким отраженным светом.
Тематика архитектурно-художественного оформления станции раскрывает значение спорта и физической гармонии в жизни человека.
Путевые стены и полы облицованы красным карельским гранитом в сочетании с рисунчатым мрамором «газган».
В конце платформы, на фоне торцевой стены расположена копия классической древнегреческой скульптуры дискобола,
олицетворяющего физическое совершенство человека.
Автор — коллектив института «Свердловскгражданпроект». Руководитель — архитектор Л.Б.Масленников.
«Уральская»
Станция глубокого заложения, трехпролетная, пилонного типа, из сборного железобетона.
Возведена в районе железнодорожного вокзала и перспективного автовокзала.
Подход к решению архитектурного облика перронного зала изначально был предопределен конструктивной схемой
платформенного участка, названием станции и ее местоположением - своего рода «ворота города» и характер
оформления призван символизировать силу и мощь Урала. Интерьер лаконичен и строг. Массивные каменные пилоны
поддерживают тяжелые арки сводов. Под сводом среднего зала — объемные декоративные люстры из кованого металла.
В отделке станции нашли применение в основном местные материалы.
Путевые стены облицованы живописным мрамором Нижне-Тагильского месторождения, пилоны — мрамором «коелга»,
полы выложены гранитом с включением мозаичных вставок геометрического рисунка.
Автор — коллектив института «Уралгипротранс». Руководитель — архитектор С.У.Зиганшин.
«Машиностроителей»
Станция мелкого заложения, колонного типа, из сборных железобетонных конструкций. Расположена рядом с
одним из крупнейших предприятий Свердловска — заводом имени Калинина. Его истории, заслугам перед Родиной
в годы войны и в мирное время посвящено тематическое оформление метровокзала.
Цветовая гамма интерьера складывается из контрастного, но в то же время гармоничного, сочетания двух облицовочных
уральских камней. Это белый мрамор «коелга» и зеленый, рисунчатый змеевик Шабровского месторождения.
Полы выложены полированным гранитом с четким геометрическим рисунком, подчеркивающим ритмичный шаг
станционных опор. По путевым стенам выполнены тематические художественные вставки в виде барельефов, отлитых из металла.
Автор — коллектив института «ПромстройНИИпроект». Руководитель — архитектор Н.А.Кудинова.
«Уралмаш»
Станция односводчатая, мелкого заложения, свод выполнен из монолитного железобетона. Расположена
рядом с гигантом отечественного машиностроения — заводом «Уралмаш».
Труд уральских рабочих стал главной темой архитектурно-художественного оформления станции.
Ее свод представляет собой как бы огромный винт с размещенными в верхней части прорезей-кессонов
лаконичными светильниками; он опирается на массивные каменные путевые стены, имеющие зубчатое очертание
в месте их сопряжения с ребрами свода.
На торцевых стенах платформенного участка размещены художественные тематические барельефы из
металла, отражающие успехи уралмашевцев.
Автор — коллектив института «Уралгипротранс». Руководитель — архитектор С.У.Зиганшин.
«Проспект Космонавтов»
Станция мелкого заложения, колонного типа, из сборных железобетонных конструкций.
Архитектурно-художественное решение ее интерьера построено на сложном сочетании светоцветовых контрастов.
В центральном пролете осевым ядром станции служит активный ритм круглых кессонов потолка, подсвеченных
изнутри люстрами. Их пульсирующий холодный свет отражается в полированной стали колонн и путевых стенах,
облицованных черным Першинским мрамором. Световые отблески «перекликаются» с яркими цветными пятнами
флорентийской мозаики путевых стен. Выход из платформенного зала в вестибюль, стены и потолки которого
ярко освещены, стал как бы переходом от «космической ночи» к «земному дню».
Автор — коллектив института «Уралгипротранс». Руководитель — архитектор С.У. Зиганшин.
|