В.Устинов, Зам.начальника «Свердловскметростроя», журнал «Метрострой», 7/89
ТРИНАДЦАТЫЙ МЕТРОПОЛИТЕН СТРАНЫ. Этапы строительства
Строительство первого на Урале и тринадцатого в Советском Союзе — Свердловского метрополитена было начато в августе 1980 г.,
когда на стройплощадке будущей станции «Свердловская» экскаватором был вынут первый ковш земли. В сентябре здесь развернулись
горнопроходческие работы.
Технический проект I очереди метро в Свердловске выполнил институт «Харьковметропроект»; с 1980 г.
генеральным проектировщиком является институт «Уралгипротранс».
Первая линия метрополитена протяженностью 11,55 км с 9 станциями пересекает город с севера на юг в направлении
наиболее перегруженных пассажиропотоков. В первый пусковой участок входят: трасса длиной 8,18 км с 6 станциями,
электродепо с соединительной веткой, инженерный корпус для служб управления движением поездов и собственная
производственная база.
На первом этапе работ для их подготовки и выполнения был привлечен коллектив Тоннельного отряда № 20
Горьковского метростроя, на базе которого организован свердловский участок.
Во время подготовительного периода (до 1983 г.) решались проблемы по формированию и становлению коллектива.
Проводились обучение, а также специализация рабочих и инженерно-технических работников на строящихся метрополитенах.
Обустраивались стройплощадки и перекладывались инженерные коммуникации. Одновременно с возведением комплекса
производственной базы — завода ЖБК и предприятия по выпуску товарного бетона и раствора — силами промышленных коллективов
Свердловска налаживался выпуск горнопроходческого оборудования, форм и опалубок для изготовления конструкций метро.
На металлургических и машиностроительных заводах Среднего Урала была организована отливка м обработка чугунных тюбингов.
На сооружении метрополитена между тем осуществлялись: проходка рабочих стволов, бурение скважин, понижение уровня
грунтовых вод и разработка котлованов под станции мелкого заложения, оборудование горных комплексов.
Особенностью строительства I очереди метрополитена Свердловска были сложные природные и гидрогеологические условия.
Мягкие грунты перемежались с твердыми, а главную трудность для проходчиков представляли участки со скальными породами
и усиленным притоком грунтовых вод (например, сильно обводненный в районе городского пруда). Здесь разработка забоев без
взрывного способа работ была невозможной.
Летом 1982 г. возросший объем работ вызвал необходимость создания самостоятельной генподрядной организации — Тоннельного
отряда № 34. В то же время началась проходка перегонных тоннелей на самом длинном участке трассы — между станциями
«Свердловская» и «Машиностроителей».
Во многом решающим для сооружения Свердловского метрополитена стал 1983 год. Силами значительно возросшего коллектива
строителей велись проходческие работы на станциях глубокого заложения «Динамо», «Свердловская» и «Площадь 1905 года».
В первые дни 1984 г. подразделения трестов «Свердловсктрансстрой» и «Саердловскгражданстрой» начали возведение объектов
электродепо и прокладку к нему железнодорожной ветки. Широко развернулся фронт работ на станциях мелкого заложения —
«Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей». Раскрыто 17 забоев для проходки тоннелей. Всего на трассе
действовало 6 горных комплексов, 2 щита, 3 буровых агрегата АБТ-5.5 м. Ко второму полугодию строители прошли 1500 пог. м.
подземной выработки, из них — 1000 пог. м перегонных тоннелей. Это был нелегкий период напряженного труда.
Летом 1984 г. в Свердловском Доме архитекторов открылась выставка конкурсных проектов на лучшее оформление станций
метро первого пускового участка.
Осенью того же года метростроевцы получили первые тюбинги для чугунной обделки, выпуск которых наладил коллектив
Уралмашзавода. Ко Дню города был завершен монтаж конструкции станции «Проспект Космонавтов» и началась подготовка к
ее внутренней отделке.
Весной 1985 г. бригада Ю. Барбашина, которая вела проходку щитом КМ-43 участка длиной 906 м на перегоне «Машиностроителей»
— «Уралмаш», осуществила первую сбойку тоннелей.
1 октября 1985 г. — дата создания Управления «Свердловскметрострой» — основной генподрядной организации по строительству
метрополитена.
В феврале 1986 г. проходческие бригады В. Тупицына и Ф. Попова осуществили сбойку в левом перегонном тоннеле к станции
«Свердловская», преодолев свыше 700 пог. м скального грунта. Это была первая сбойка на большой глубине.
Весной того же года начался монтаж чугунной обделки станционных тоннелей на «Свердловской» (диаметром 8,5 м).
На станции «Машиностроителей» бригадой А. Казанцева досрочно завершена проходка правого перегона до «Уралмаша».
Летом на станции «Проспект Космонавтов» — одной из первых — приступили к архитектурно-отделочным работам.
Всего в 1986 г. было пройдено 3400 пог. м выработок, в том числе перегонные и станционные тоннели.
В 1987 г. начали прокладку эскалаторных тоннелей на станциях «Свердловская» и «Динамо». Закончили перегон между
«Проспектом Космонавтов» и «Уралмашем» (за два года преодолели 1123-м участок с пересечением русла подземной реки;
сбойку провела молодежная бригада В. Гусева). Развернулись архитектурно-отделочные работы на станции «Машиностроителей».
К 70-летию Великого Октября выполнено около 70% всего объема работ по пусковому участку. С октября 1987 г.
Свердловскметрострой перешел на коллективный подряд с оплатой по КТУ.
1988-й — решающий год строительства Свердловского метрополитена. В зимний период бригады Р. Загрудинова и Г. Десяткова
вели укладку пути в правом тоннеле между станциями «Машиностроителей» и «Уралмаш» (всего за год его уложено более чем
на 2 км трассы). Весной приступили к отделочным работам на «Уралмаше».
Одновременно сооружали наклонный ход на станции «Площадь 1905 года». Досрочно проведена сбойка в правом перегонном
тоннеле между «Динамо» и «Площадью 1905 года» (комплексная бригада Н. Чулпанова). На станции «Машиностроителей» начали
монтаж первого эскалатора.
При строительстве ветки в электродепо применили новую для свердловчан технологию — монтаж блоков цельносекционной обделки
с помощью механизированного щита КМО 5Х2,5 (работы вела бригада А. Бабина). Этот способ позволил вдвое увеличить темпы
сооружения тоннеля и значительно сэкономить материальные ресурсы.
Осенью закончили бетонирование свода платформенного участка станции «Уралмаш» и приступили к монтажу оборудования СТП,
а также к отделочным работам. Тогда же бригадой Л. Томина была досрочно пройдена сводовая часть станции «Динамо».
Сбойками были завершены: в левом перегоне «Свердловская» — «Машиностроителей» 1560-м участок (бригада А. Пелинского) и
правый тоннель от «Свердловской» к «Динамо», пройденный комплексом КМ-34 (бригада Б. Шиляева).
С конца 1988 г. функционирует база материально-технического снабжения (УПТК) Свердловскметростроя. Ее
производственная площадь — 10 тыс. м2.
Предпусковой 1989-й. На станции «Динамо» комплексная бригада Л. Томина приступила к возведению обратного свода.
Проведены сбойки: в левом перегоне «Динамо» — «Свердловская» (бригада Ю. Гнидина) и, наконец, в правом — в
сторону «Уралмаша» (бригада А. Молокова).
|