В.Бессонов, "Вечерний Свердловск" 1988 года
За год до пуска
Не ослабевает интерес свердловчан к строящемуся метрополитену, пуск первого участка которого
намечен на 5 ноября 1989 года. В звонках и письмах в редакцию "Вечернего Свердловска" читатели
интересуются ходом строительно-монтажных работ, спрашивают, удастся ли метростроевцам уложиться
в назначенный срок, просят почаще информировать их о состоянии дел на трассе и т.д. В предлагаемом
обозрении, думается, они найдут ответы на часть своих вопросов.
Всем хорошо известно, что первый пусковой участок первой очереди Свердловского метро выглядит скромно.
Шесть станций (из них три глубокого заложения), соединенных между собой под землей перегонными тоннелями
общей протяженностью в обе стороны 16,5 километра. Сегодня, за год до пуска, почти трехтысячный отряд
метростроевцев выполняет здесь целый комплекс проходческих и строительно-монтажных работ. Днем и ночью,
в три смены, в сложных геологических условиях прокладываются перегонные, станционные и наклонные
(эскалаторные) тоннели, монтируются вестибюли и пешеходные переходы, ведется отделка станций мелкого
заложения, укладывается постоянный путь - всего не перечислить. Для облегчения восприятия есть смысл
рассказать в особицу, что делается в перегонных тоннелях и на каждой станции.
После сбойки, произведенной 4 ноября этого года, бригадой проходчиков Андрея Пелинского в левом перегонном
тоннеле между станциями "Свердловская" и "Калининская", под землей можно теперь пройти от "Площади 1905 года"
- до самой крайней на трассе станции - "Проспект Космонавтов". Но закончить в этом году проходку всех перегонных
тоннелей метростроевцы не сумеют. Около 700 погонных метров - грубо говоря, на два месяца работы - останется на
будущий год. Сказались объективные и субъективные факторы.
Труднопреодолимая преграда - прочная скала - встала на пути проходческого комплекса в правом перегонном тоннеле,
идущем от станции "Проспект Космонавтов" к "Орджоникидзевской". Комплекс, рассчитанный на рыхлые и не очень твердые
грунты, не мог здесь как следует развернуться. Пришлось прибегнуть к испытанному буровзрывному методу проходки.
Но скала и половина пути сегодня позади, работать стало легче, скорость проходки заметно возросла.
Свыше ста погонных метров необходимо еще пройти и в правом перегонном тоннеле, пробиваемом от десятого рабочего
ствола в сторону станции "Калининская".
На скорости проходки сказалась нехватка железобетонных тюбинговых колец диаметром 5,5 метра для обделки тоннелей.
Дело в том, что с августа этого года Березовский завод строительных конструкций отказался поставлять их
"Свердловскметрострою", сославшись на задержку поставок металла и цемента. Управление строительства метрополитена
вынуждено обходиться тюбингами, изготавливаемыми на собственном заводе железобетонных конструкций, мощность которого
ограничена. Положение с железобетонными тюбингами остается тревожным, и снабженцам, и всем, от кого зависит их поставка,
необходимо принять серьезные меры.
С уходом проходчиков из перегонных тоннелей работы здесь не прекращаются. Эстафету принимают изолировщики и путейцы.
Постоянный путь проложен сегодня полностью в правом перегонном тоннеле и частично в левом, между станциями "Калининская"
и "Орджоникидзевская". Рельсошпальные решетки ложатся между "Орджоникидзевской" и "Проспектом Космонавтов". В общей
сложности в этом году будет проложено около шести километров постоянного пути.
Теперь о работах, которые ведутся непосредственно на каждой из шести станций пускового участка.
"Проспект Космонавтов". Из станций неглубокого заложения она имеет самую высокую готовность общестроительных работ.
В этом году здесь сдана тресту "Уралэлектромонтаж" под монтаж оборудования станционная подстанция (СТП), ведутся
земляные работы на строительстве выхода из метро. Сейчас на платформе станции "Свердловскметрострой" полным ходом
устанавливает подвесные потолки. А в сентябре здесь был поставлен первый светильник. Обрамление изготовляет и собирает
шеф станции - коллектив объединения "Уралэлектротяжмаш".
"Орджоникидзевская". Красоту ей придадут и подвесной потолок платформы, составляемый из металлоконструкций, изготовленных
шефом - Уралмашзаводом (к чести заводчан, они поставили все 100 процентов конструкций, и отделка свода станции идет полным
ходом); и путевые стены, выложенные розовым мрамором (его "открыли" свердловские метростроевцы в Нижнем Тагиле, а
Высокогорское рудоуправление сумело наладить производство). Ведется здесь монтаж железобетонных конструкций вестибюля
№ 1. Второй вестибюль станции практически готов, осталось только установить оборудование. Эта операция в целях
сохранности последнего, как правило, выполняется уже накануне пуска метро. Закончено строительство станционной
подстанции (СТП). Здесь сегодня уже хозяйничают электромонтажники.
"Калининская" (третья по счету в нашем метро станция неглубокого заложения). Строительно-монтажные работы в основном
ведутся на вестибюле № 1 со стороны Турбинной улицы. Отделка вестибюля № 2, платформы, путевых стен практически завершена.
Принципиально не решен вопрос по подвесным потолкам, и монтаж их не ведется (поставщик - завод имени М. И. Калинина).
В вестибюле № 2 начаты работы по монтажу эскалатора. Собирают узлы "лестницы-чудесницы" работники Ленинградского
машиностроительного завода им. И. Е. Котлякова.
"Свердловская". Выход из этой трехсводчатой станции глубокого заложения будет неподалеку от старого железнодорожного
вокзала. Пассажиры поднимутся из нее на поверхность по большому эскалатору. Наклонный тоннель для него пройден уже
больше чем наполовину. Темпы работы здесь могли быть выше, если бы не было задержек с поставками чугунных тюбинговых
колец диаметром 9,5 метра.
На самой станции на сегодняшний день закончена проходка левого и правого станционных тоннелей. Средний станционный
тоннель пройден на одну треть.
На следующей станции метро - "Парк Славы", находящейся неподалеку от стадиона "Динамо", в конце октября комплексная
укрупненная бригада Леонида Томина, состоящая из 60 человек, закончила монтаж монолитного свода. Больше чем наполовину
разработано ядро, очередь за обратным сводом. Московские проектировщики из ЦНИИС Минтрансстроя СССР приняли по нему
окончательное решение. После доработки документации проходчики займутся монтажом обратного свода, на котором
разместятся платформа и станционные пути.
Ведется на станции "Парк Славы" и проходка эскалаторного тоннеля.
По мнению метростроевцев, самая тяжелая обстановка сегодня сложилась на станции "Площадь 1905 года" - конечной в
первом пусковом участке. Здесь полностью пройден левый станционный тоннель, ведутся работы по проходке правого. Начат
и средний тоннель, но из-за нехватки чугунных тюбинговых колец диаметром 9,5 метра ведется проходка одной лишь камеры.
Поставщики тюбингов большого диаметра (8,5 и 9,5 метра) - "Уралхиммаш", "Уралчермет" и завод транспортного машиностроения
имени Я. М. Свердлова - сбавили темпы их отливки и обработки.
Ведутся на "Площади 1905 года" и строительные работы по вестибюлю (его огромный котлован находится как раз напротив
возводимого пристроя областного Дома политпросвещения). Уже готово монолитное бетонное основание. На него укладываются
железобетонные и монолитные конструкции будущего вестибюля.
Рассказ о трассе пускового участка будет неполон, если, не упомянуть о строящейся в районе Веера ветке в электродепо.
Бригада проходчиков Алексея Бабина с шестого участка тоннельного отряда № 34 монтирует двусторонний тоннель из блоков
цельносекционной обделки. Этот прогрессивный метод позволил вдвое увеличить темпы монтажа тоннелей мелкого заложения.
Такова вкратце обстановка на пусковом участке первой очереди Свердловского метро за год до ввода его в эксплуатацию.
Несомненно, выполнен огромный объем проходческих и строительно-монтажных работ. Но многое еще предстоит сделать в оставшееся
до пуска время. Поэтому заказам метро на свердловских заводах - "зеленую улицу"!
|