Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В.Ардаев, 06 ноября 1979 г.

Имени рыцаря революции

На планшете, обтянутом ватманом, под белым сводом - уходящие в перспективу стены из серого мрамора. В глубине, на торцевой стене, барельеф. Каждому знакомые по портретам черты. В камне воплощенный образ рыцаря революции Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Это - эскиз интерьера станции Свердловского метрополитена "Дзержинская" (которая будет находиться возле кинотеатра "Космос"), выполненный архитектором института "Уралгипротранс" Спартаком Зиганшиным.

- Три месяца я работаю над этим заданием, - рассказывает Спартак Узбекович. - И ни на минуту меня не покидает ощущение того, что я прикоснулся к чему-то очень важному и значительному, святому для каждого из нас.

Эти чувства архитектора вполне понятны. Ведь прежде, чем приступить к созданию эскиза, он изучил все, что сумел найти о "железном Феликсе", постарался уловить то главное, что составляло облик этого несгибаемого революционера, чтобы потом найти средства воплощения этих черт в архитектурных образах. Станция метро, носящая имя Дзержинского, должна быть "Дзержинской" не только по названию.

- Много пришлось переделывать, изменять, начинать сначала, - говорит он, - но своей первой, основной идее я не изменяю. Решил: главное - простота и строгость, а вместе c тем неброская торжественность. Неподкупная чистота помыслов, святость идеалов вместе с самоотреченностью, подлинным аскетизмом - вот что, на мой взгляд, прежде всего составляет облик рыцаря революции.

Первоначальный вариант интерьера был таким: по каждой из двух путевых (то есть параллельных рельсам) стен бежит красная металлическая полоса, на которой чеканкой выбито название станции. У глухой торцевой стены - бюст Феликса Эдмундовича...

Однако такое решение не устраивало автора эскиза: не хватало той самой строгой торжественности, о которой он так много думал. Снова долгие недели раздумий, мысли, выраженные в десятках набросков...

Пол станции выполнен на рисунке из строгого серого гранита, стены - из такого же серого мрамора. И на фоне всей этой аскетичной простоты группами выстроились в строгом ритме, постепенно подводящем к скульптуре, пилоны - наполовину выступающие из стен "полуколонны" из красного гранита.

- Нарисовал и почувствовал: то, что надо. Пилоны эти, как солдаты в скорбном строю, - говорит Спартак Узбекович.

Не исчезла с рисунка и металлическая красная полоса, она как бы связывает группу пилонов - "солдат" в один, общий строй.

Совсем, казалось бы, неожиданно новое решение позволило внести в эскиз еще одну, очень существенную деталь. Интерьер каждой станции не возникает только из фантазии архитектора, он задается как ее "именем" - названием, так и техническим решением проектировщиков. По их разработкам станция "Дзержинская" должна иметь полукруглый свод. И сколько ни бился Зиганшин, изыскивая вид светильника, который бы сохранял чистоту свода, - ничего не получалось. Любой из них, укрепленный на потолке, разрушал его белизну, терялась целостность, воплощение чистоты помыслов, по самому большому счету высокой нравственности героя революции, которую Спартак Узбековнч старался выразить. Когда же на рисунке появились пилоны, стало ясно: источники света должны быть скрытыми, спрятанными за их верхние части. Свод остается нетронутым, а свет, струящийся из-за пилонов, еще больше подчеркивает, выделяет их строгую торжественность.

- Сегодня разработку интерьеров станции Свердловского метрополитена ведут пять разных институтов, - рассказы главный художник города Свердловска: Г. В. Мазаев, - сотрудники "Свердловскгражданпроекта" под руководством главного архитектора института В.Г.Кусенко готовят эскизы интерьеров станций "Свердловская" (на улице Я.М.Свердлова) и "Площадь 1905 года". Студентам и преподавателям Свердловского архитектурного института поручено найти решение внутренней части станции "Бажовская". Естественно, ее облик должен отразить все богатство и колорит уральской земли, воспетой знаменитым сказочником, сделать, наш метрополитен неповторимым, не похожим на все другие подземные артерии мира.

 
 

Hosted by uCoz