М.Тубман, инженер, "Вечерний Свердловск", 1978 г.
Загорится буква "М".
Свердловчане давно ждут метрополитен. В редакцию газеты "Вечерний Свердловск" приходят письма от
отдельных читателей и от целых коллективов, в которых спрашивается: когда же начнут его строить,
какие намечаются маршруты и многое другое, связанное с будущим Свердловским метро.
Строительство метрополитена - дело весьма сложное, трудоемкое и требующее больших материальных затрат
(один километр подземной дороги стоит примерно 13-15 миллионов рублей). Основанием для строительства
метро является наличие мощных пассажирских потоков. То, что "потоки" у нас есть, не вызывает сомнения,
но их требуется подтвердить документально. В основу же такой документации положена статистическая
отчетность о количестве продаваемых билетов на городском транспорте. Выходит, чем больше безбилетников
на транспорте, тем дольше задерживается начало строительства.
Для разработки первоначальной документации намечены три направления: Уралмаш - Юг, Уральский политехнический
институт - ВИЗ, станция Аппаратная - Юго-Запад. Подготовка ее была поручена Харьковскому филиалу
московского института "Метрогипротранс".
Были проведены изыскания пород, пробурено свыше 180 скважин. Технико-экономическое обоснование (ТЭО)
уже прошло экспертизу в Министерстве путей сообщения СССР и Министерстве транспортного строительства СССР.
В нынешнем году ТЭО должно пройти еще две экспертизы: в Госплане и в Госстрое Союза. При положительном
результате начнется работа над техническим проектом первой очереди Свердловского метрополитена.
Первая очередь - это участок от проспекта Космонавтов до автовокзала. Девять станций метро будут
обслуживать около 400 тысяч пассажиров в сутки, или 37 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
Первая станция разместится на пересечении улицы Индустрии и проспекта Космонавтов. Она неглубокого заложения
и потому будет сначала строиться открытым способом, а затем перекрыта. На пересечении улицы Машиностроителей
и проспекта Космонавтов разместится вторая станция, тоже неглубоко. Далее следуют станции: "Калининская",
"Вокзальная", "Космос", "Площадь 1905 года", "Цирк", "Большакова" и "Щорса".
Станции глубокого заложения "Калининская", "Вокзальная", "Космос", "Площадь 1905 года" и "Цирк" будут
иметь по два эскалатора, остальные - лестничные выходы. Строительство метро в условиях уральской геологической
структуры - дело сложное, особенно это касается тоннелей и станций. Так, строительство станции "Космос" будет
проходить в наиболее тяжелых условиях. Это и наносные породы, и большая насыщенность их водой из-за близости
пруда и ряд других трудностей. Не меньшие трудности, но иного характера, ожидаются и на строительстве станции
"Площадь 1905 года". Здесь, например, обнаружены породы высокой твердости (габброиды) 9-11 категорий.
Все тоннели будут выполняться закрытым способом. Работа будет огромнейшая. Особенно много хлопот доставит
проходка под прудом. Придется применять кессоны или замораживание. Весьма вероятно, что потребуется временно
спускать воду (глубина пруда порядка 6 метров).
Станции будут иметь просторные вестибюли, подземные перроны и путевые залы. Отделка станций будет выполнена
по проектам свердловских архитекторов, с использованием уральского мрамора, гранита, габбро и других долговечных
материалов. Металл и всю электроаппаратуру поставят наши уральские заводы.
Депо метрополитена намечается в районе улицы Артинской в Горнозаводском поселке.
Еще до полного окончания первой очереди метро начнет действовать так называемый пусковой участок от Площади 1905 года
до улицы Машиностроителей. После завершения первой очереди предполагается продлить линию метро до Уктуса.
Туда же перенесут с автостанции стоянку всех автобусных маршрутов сысертского направления. А автобусы, идущие на
Кедровку, Верхнюю Пышму, СУГРЭС, будут подходить не к вокзалу, а к станции метро "Проспект Космонавтов".
Для строительства метрополитена будет организован трест "Свердловскметрострой". Большую роль в ускорении строительства
может сыграть шефская помощь свердловчан.
Технический проект Свердловского метрополитена должен быть закончен в течение нынешней пятилетки,
одновременно начнется подготовка технической документации для второй очереди метро.
|