А.Усольцев, "Вечерний Свердловск", 30 ноября 1976 г.
Метро: от расчетов к чертежам.
Закончено технико-экономическое обоснование линии первой очереди метрополитена в Свердловске.
Его выполнили специалисты "Харьковметропроекта" - Харьковского филиала государственного ордена
Трудового Красного Знамени проектно-изыскательского института "Метрогипротранс". В своей работе
они основывались на данных генерального плана и проекта детальной планировки города, разработанных
институтом "Свердловскгражданпроект", комплексной схемы развития всех видов городского пассажирского
транспорта и расчета пассажиропотоков, выполненных институтом "Гипрокоммундортранс", материалов
Уральского геологического управления и изысканий "УралТИСИЗа".
В пояснительной записке к технико-экономическому обоснованию (ТЭО) говорится, что Свердловск -
один из крупнейших городов СССР - вытянут с севера на юг на 25 километров, а с востока на запад -
на 14 километров. В настоящее время перевозка населения осуществляется городским транспортом общего
пользования, состояние и работа которого не удовлетворяет потребности населения. На работе городского
транспорта отрицательно сказывается планировочная структура уличной сети в центральной части города.
Здесь ширина улиц не более 25 метров при большом количестве перекрестков. Поэтому в часы "пик"
скорость движения на некоторых магистралях падает до 7-8 километров в час. По данным
"Гипрокоммундортранса" пропускная способность транспортной сети в это время не превышает 150
тысяч человек, фактически же услугами транспорта пользуются более 220 тысяч. Из-за предельной
насыщенности транспортной сети подвижным составом проблему массовых пассажирских перевозок трудно
решить путем развития или реконструкции обычных видов городского транспорта: необходимо строить метро.
Генеральная схема линий метрополитена предусматривает три взаимно пересекающихся в центральной части
города диаметра. Строительство их намечено осуществить в три очереди. Первая очередь - линия, связывающая
центральную часть города с северной и южной.
Вначале предполагались два основных варианта линии первой очереди от центральной части города - на юг и
юго-запад. Выбор пал на южное направление. В ближайшие годы на месте аэропорта "Уктус" развернется большое
жилищное строительство, там предполагается возвести около миллиона квадратных метров жилья. Население этого
района значительно вырастет, а связь с центром уже сейчас затруднена из-за перегруженности транспорта по улицам
8 Марта и Белинского. На юго-запад же есть возможность протянуть троллейбус, развить трамвайную линию,
улучшить автобусное движение.
Линия "север-центр-юг" будет иметь девять станций, располагающихся в местах наиболее вероятных
пассажирообразующих узлов. Конечной станцией на севере явится станция "Проспект Космонавтов"
(на углу улицы Ильича). Южнее ее, в культурно-бытовом центре соцгородка Уралмаша, расположится станция
"Машиностроителей". Проект предполагает строительство станции "Калининская", также на проспекте Космонавтов,
в непосредственной близости от проходных двух крупнейших заводов: Уралмаша и Свердловского машиностроительного
завода имени Калинина.
Велико значение станции "Вокзальная", которую намечено соорудить у железнодорожной станции Свердловск.
Южнее "Вокзальной", в центре нового жилого массива, намечено строительство станции "Космос". На пересечении
с проспектом Ленина будет сооружена станция "Площадь 1905 года". Она будет пересадочной на линию второй очереди
строительства. От площади 1905 года трасса идет на юг вдоль улицы 8 Марта до пересечения с улицей Куйбышева. Здесь
будет воздвигнута станция "Куйбышевская", которая после сооружения линии третьей очереди строительства тоже будет
пересадочной. Дальше расположатся станции "Фурмановская" и "Щорса".
Во вторую очередь намечено строительство линии, связывающей район Уральского политехнического институт" с ВИЗом.
Здесь будет восемь станций. Линия "северо-восток - юго-запад" насчитывает более десяти станций.
Станции Свердловского метрополитена, в зависимости от гидрогеологических условий и планировочной структуры
районов, будут располагаться на разной глубине. Например, станция "Щорса" предполагается как сооружение мелкого
заложения, и будет возводиться открытым способом. А вот станции "Куйбышевская" и "Площадь 1905 года" - глубокого
заложения. Они расположатся на глубине 35 метров, конструкция их односводчатая, монолитная. Разного типа будут и
перегонные тоннели между станциями.
Платформы станций рассчитаны на прием пятивагонных составов. Предполагается установить эскалаторы, а в некоторых
вариантах станций мелкого заложения - только обычные лестницы. Для отделки помещений станций будут широко
применяться уральские материалы. Полы вестибюлей и платформ намечено выложить полированными гранитными плитами
из мрамора, керамической плиткой, изделиями из литого металла. Кроме того, для отделки помещений предусматриваются
алюминиевые профили, мелкие изделия из дерева, декоративно-художественные композиции.
Сейчас материалы технико-экономического обоснования строительства Свердловского метрополитена находятся
на утверждении в Госплане СССР и Госстрое СССР. Следующий этап после ТЭО - техническое проектирование,
разработка чертежей.
|