Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В. Кожевятов, "Уральский рабочий", 04 сентября 1997 года

Первые метры "Вирта"

Создателей екатеринбургской подземки одолевает хроническое безденежье.

У некоторой части коллектива возникла иллюзия: стоило, мол, поднадавить на руководство, и кое-что получили. Хотя невидимая со стороны работа по добыванию средств и до того нами велась беспрестанно... Так оценивают руководители АО "Свердловскметрострой" последствия нашумевшей нынче по весне "акции неповиновения" метростроевцев. Они устроили полумесячной продолжительности сидячую забастовку под землей. Конечно, мало приятного - признают те же руководители - не получать зарплаты четыре-пять месяцев, но и прекращать работу - тоже не метод решения проблемы. Примерно так же рассудило и в конце концов общее собрание, решившее прекратить подземное сидение и встать на рабочие места.

К этому моменту людям выплатили часть долга по зарплате, на которую доселе никак не находилось "живых" денег. Поднатужились и изыскали их городская и областная администрации. 15 миллиардов пообещал и главный должник уральским метростроевцам - федеральный бюджет. Попутно надо сказать вот о чем: к сегодняшним дням из обещанного Москвой фактически получено только 10 миллиардов целковых. Но это помогло строителям "раскрутиться" в летние месяцы.

После стачки, забастовки ли - называли это по-разному - вышел приказ генерального директора АО. Самым ярым участникам акции объявлен "строгач", другим - просто выговор. Обоснование? Каждый день неповиновения обошелся примерно в полмиллиарда. Потери нешуточные.

Страсти поулеглись, и метростроители занялись делом. Главная их задача - пуск очередного перегона от станции "Площадь 1905 года" до станции "Геологическая", включая последнюю. Помнится осторожный оптимизм, высказанный в начале года генеральным директором В.Суриным. Он не исключал возможности "к концу 1997 года пустить в эксплуатацию станцию "Геологическая". А своевременный задел позволит говорить о завершении строительства к 2000 году двух последних станций линии Север - Юг - "Бажовская" и "Чкаловская". Увы, с этим благим намерением приходится распрощаться. И вовсе не потому, что на пару недель стройка замирала.

Не без законной гордости главный инженер "Свердловскметростроя" Е.Адуйский констатировал факт: горно-проходческий комплекс "Вирт" за последний месяц одолел по левому тоннелю уже за "Геологической" в сторону "Бажовской" 150 метров - это в четыре, а то и в пять раз производительней привычного буровзрывного метода проходки. Сейчас "Вирт" находится под огороженной забором площадкой в центре перекрестка улиц 8 Марта и Большакова, где прежде была трамвайная остановка. Обстановка тут осложнилась, потому как на пути оказался большой глинистый участок, или, как называют специалисты, глиняный "карман". Импортному проходческому комплексу гораздо лучше, когда надо кромсать скальную породу, в глине он вязнет.

Невольно напрашивается аналогия со "Свердловскметростроем" в целом. Его хорошо профессионально подготовленный коллектив способен перекрывать все и всяческие нормы и нормативы проходки и обустройства подземных выработок, но вязнет в хроническом безденежье - этаком глиняном "кармане" с финансовой подоплекой. Больше того, совсем вставали.

Как уже говорилось, 10 миллиардов из Москвы выколотили. А вообще-то в федеральном бюджете фигурировала цифра 104. Столько миллиардов предусматривалось дать нашему метрострою всего. Несколько больше этой суммы вместе обещали областной и городской бюджеты. И по словам метростроевцев, дают обещанное, хотя не "живыми" деньгами, а по взаимозачетам. 104 федеральных миллиарда же после ставшего скандальным секвестирования бюджета превратились в жалкие 26,6 миллиарда. И неизвестно, будут ли полностью выплачены.

Тем не менее, дело продвигается, хотя и не в тех масштабах. Чтобы сконцентрировать имеющиеся ресурсы, пришлось отказаться от некоторых задельных работ. В частности, законсервировали путем затопления выработанный участок, где будет станция "Чкаловская". На "Бажовской" действуют очень малыми силами. Все внимание - "Геологической", подземное пространство которой создает специальный взятый в аренду другой импортный комбайн "Паурат". Прогрызая земную твердь, он формирует с 23-метровым пролетом и почти 150-метровой длины зал. 80 метров им уже пройдено. Следом за комбайном сразу же сооружают изоляционное покрытие по так называемой новоавстрийской технологии. Все нужное делают и в перегонных тоннелях от "Площади 1905 года" до "Геологической". Идет обустройство ее вестибюля и подземного перехода под улицей 8 Марта к зданию цирка.

...Лучезарным настроение большинства метростроевцев, судя по разговорам с ними, не назовешь. Да, вместо пятимесячного к весне на сегодня долг по зарплате сокращен до 2,5-месячного. Но кто даст гарантию, что невыплаты будут все больше погашаться, а не увеличиваться? Ведь материальное положение организации не улучшается, мягко говоря. Что тут скажешь... Есть слабый лучик надежды, о котором знают далеко не все рядовые строители подземки. В управлении строительством сейчас в разгаре работа над графиком, который предусматривает пуск новой станции в аккурат к 275-летию Екатеринбурга - к августу 1998 года. Налицо достаточно прозрачный расчет на использование момента. А почему бы и нет? Просящему юбиляру ведь, как правило, не отказывают. У руководителей областного центра и области есть возможность настойчиво попросить в Москве "под юбилей" и получить искомое, в том числе и для готовящего подарок городу метростроя. Ему нужны деньги, деньги и еще раз деньги. Сколько? Разработчики пускового графика как раз подсчитывают, и к середине сентября, говорят, подсчитают. И надеются, что их выкладки найдут достаточный отклик в городском и областном бюджетах на 1998 год.

 
 

Hosted by uCoz