Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
В. Кожевятов, "Уральский рабочий" от 09 января 1997 года

Метро! Как много в этом звуке...

Строительство Екатеринбургского метрополитена постоянно сопровождалось сообщениями о почти нулевом финансировании. То и дело поступали тревожные известия о намерении одного, другого тоннельного отряда бастовать из-за невыплат зарплаты. Так каким же 1996 год остается в истории сооружения нашего метро? Вопрос задан генеральному директору АО "Свердловскметрострой" В.Сурину.

- Как на первый взгляд ни покажется странным, но год этот был успешным. Судите сами. Если в 1995-м мы освоили около 130 миллиардов рублей, то в году только что завершившемся работы сделано на 200 миллиардов. Это третий по России результат вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Но ведь на протяжении года только и говорили об отсутствии средств на продолжение строительства?

- Средств этих очень долго не было - прежде всего из федерального бюджета. В течение 10 месяцев их поступило лишь где-то около 30 из 102,3 миллиарда, запланированных на весь год. Остальная сумма пришла уже в конце ноября. Но если бы мы сидели и ждали ее, как это и делали, судя по всему, в некоторых других городах, то итог был бы мизерным. А вышло, к счастью, наоборот: шесть городов России - Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск, Красноярск - на строительстве своего метро сделали меньше Екатеринбурга все вместе взятые. Положительно сказалась, безусловно, поддержка местных властей. В бюджетах и областного центра, и области на эти цели "лишних" денег не было. Не случайно намечавшаяся поначалу доля инвестирования из областного бюджета дважды подвергалась секвестрованию, то есть урезанию. Но к концу года областное правительство нашло возможность восстановить первоначальную сумму в 40 миллиардов. А город даже перевыполнил свое обязательство: к 52 миллиардам добавил сначала 10, а потом еще 15 миллиардов. Правда, поступали они тоже с опозданием. Помогли же выжить в первом полугодии в основном обещанные Б. Ельциным долги, что накопились в федеральной казне перед "Свердловскметростроем" за 1994-1995 годы. Их вернули путем освобождения метростроя от отчислений в федеральный бюджет.

- Вас прямо завалили деньгами, хотя и поздновато. Наверное, это помогло рассчитаться с долгами по зарплате?

- Увы! Тут налицо парадокс. По снабжению материалами "Свердловскметрострой" ныне в положении, какому можно было позавидовать в самые благополучные времена. А все потому, что средства поступают в овеществленном виде - в форме взаимозачетов. Например, из ста с лишним "федеральных" миллиардов "живыми" деньгами пришло всего-то миллиарда три. Областные субсидии в таком виде пришли лишь в размере 5,5 миллиарда, а из городской доли - 10 миллиардов. Этого не хватило на многое, включая зарплату, которую, согласитесь, бартерными гайками да болтами не выдашь. Ради "живых" денег решено продать жилой дом, строительство которого заканчивается.

- Короче говоря, в новый год приходится идти с дефицитом наличности. Неужели это будет отравлять жизнь и впредь?

- Намечая программу деятельности на 1997 год, мы определили для себя больше десятка способов заработать "живые" рубли. Почему бы, к примеру, не строить, а потом продавать за наличные жилье? Речь тут как о многоэтажках, так и о коттеджах. И уж совсем у нас немного, думается, будет конкурентов по освоению подземных пространств города. Ведь под землей можно строить и автогаражи, и бары-рестораны, и магазины-павильоны, и кинотеатры, и т.п. Как, скажем, под Манежной площадью в Москве. Заказчиками всего этого могут быть фирмы, администрации любого уровня. Уже создана инициативная - скажем так - группа по проработке идеи в лице горной академии, института "Уралгипротранс", управления благоустройства администрации Екатеринбурга и "Свердловскметростроя". Разговор уже шел о конкретных объектах.

- Дальше хотелось бы поговорить об основном деле. Какие здесь намерения у строителей метро на 1997 год?

- Планируем повышать темпы прежде всего проходческих работ, применяя новую технику и технологию. Проходческий комбайн "Вирт" уже, как вы знаете, освоен. Его производительность в несколько раз выше, чем при буровзрывном методе проходки. Он, кстати, сейчас пробивает горную толщу к югу от котлована станции "Геологическая". Вот-вот начнем осваивать другой германский проходческий комплекс - "Паурат". Он, в отличие от пробивающего перегонные тоннели "Вирта", специализирован на проходке станций. Значит, появляется возможность резко увеличить производительность и на строительстве этих подземных объектов. И еще вот что. Приглашены специалисты из Северодвинска, где, как известно, база подводных лодок. Это мастера скоростной автоматической сварки металла. Они будут отрабатывать технологию быстрой и качественной сварки сводов станций. Проходческий комбайн станет разрабатывать породу, а автоматы вслед за ним - сваривать металлические листы.

Как видно, наши технические возможности достаточно велики. Чего, увы, пока не скажешь о финансовых. В Минстрое России мы защитили на 1997 год объем строительных работ по метро в 489 миллиардов рублей. 269 миллиардов из этого надо бы заполучить из республиканского бюджета, а остальное - из городского и областного. Фактически же из федерального бюджета для Екатеринбурга обещано лишь 60 с небольшим миллиардов. Это в два раза меньше, чем на 1996 год! Есть надежда, что цифру пересмотрят до требуемого уровня. Тогда, полагаю, и город с областью не ударят в грязь лицом, найдут возможность в нужных размерах профинансировать метро (и с достаточной долей "живых" денег). К концу 1997 года появится возможность пустить в эксплуатацию станцию "Геологическая". А своевременный задел позволит говорить о завершении строительства к 2000 году двух последних станций линии Север-Юг - "Бажовская" и "Чкаловская"...

 
 

Hosted by uCoz