|
В. Кожевятов, "Уральский рабочий" от 09 января 1997 года
Метро! Как много в этом звуке...
Строительство Екатеринбургского метрополитена постоянно сопровождалось сообщениями о почти нулевом финансировании.
То и дело поступали тревожные известия о намерении одного, другого тоннельного отряда бастовать из-за невыплат
зарплаты. Так каким же 1996 год остается в истории сооружения нашего метро? Вопрос задан генеральному директору
АО "Свердловскметрострой" В.Сурину.
- Как на первый взгляд ни покажется странным, но год этот был успешным. Судите сами. Если в 1995-м мы освоили
около 130 миллиардов рублей, то в году только что завершившемся работы сделано на 200 миллиардов. Это третий по
России результат вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Но ведь на протяжении года только и говорили об отсутствии
средств на продолжение строительства?
- Средств этих очень долго не было - прежде всего из федерального бюджета. В течение 10 месяцев их поступило
лишь где-то около 30 из 102,3 миллиарда, запланированных на весь год. Остальная сумма пришла уже в конце ноября.
Но если бы мы сидели и ждали ее, как это и делали, судя по всему, в некоторых других городах, то итог был бы
мизерным. А вышло, к счастью, наоборот: шесть городов России - Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск,
Челябинск, Красноярск - на строительстве своего метро сделали меньше Екатеринбурга все вместе взятые.
Положительно сказалась, безусловно, поддержка местных властей. В бюджетах и областного центра, и области на эти
цели "лишних" денег не было. Не случайно намечавшаяся поначалу доля инвестирования из областного бюджета дважды
подвергалась секвестрованию, то есть урезанию. Но к концу года областное правительство нашло возможность восстановить
первоначальную сумму в 40 миллиардов. А город даже перевыполнил свое обязательство: к 52 миллиардам добавил сначала
10, а потом еще 15 миллиардов. Правда, поступали они тоже с опозданием. Помогли же выжить в первом полугодии в
основном обещанные Б. Ельциным долги, что накопились в федеральной казне перед "Свердловскметростроем" за 1994-1995
годы. Их вернули путем освобождения метростроя от отчислений в федеральный бюджет.
- Вас прямо завалили деньгами, хотя и поздновато. Наверное, это помогло рассчитаться
с долгами по зарплате?
- Увы! Тут налицо парадокс. По снабжению материалами "Свердловскметрострой" ныне в положении, какому можно
было позавидовать в самые благополучные времена. А все потому, что средства поступают в овеществленном виде -
в форме взаимозачетов. Например, из ста с лишним "федеральных" миллиардов "живыми" деньгами пришло всего-то
миллиарда три. Областные субсидии в таком виде пришли лишь в размере 5,5 миллиарда, а из городской доли - 10
миллиардов. Этого не хватило на многое, включая зарплату, которую, согласитесь, бартерными гайками да болтами
не выдашь. Ради "живых" денег решено продать жилой дом, строительство которого заканчивается.
- Короче говоря, в новый год приходится идти с дефицитом наличности. Неужели это будет отравлять
жизнь и впредь?
- Намечая программу деятельности на 1997 год, мы определили для себя больше десятка способов заработать
"живые" рубли. Почему бы, к примеру, не строить, а потом продавать за наличные жилье? Речь тут как о многоэтажках,
так и о коттеджах. И уж совсем у нас немного, думается, будет конкурентов по освоению подземных пространств города.
Ведь под землей можно строить и автогаражи, и бары-рестораны, и магазины-павильоны, и кинотеатры, и т.п. Как,
скажем, под Манежной площадью в Москве. Заказчиками всего этого могут быть фирмы, администрации любого уровня.
Уже создана инициативная - скажем так - группа по проработке идеи в лице горной академии, института "Уралгипротранс",
управления благоустройства администрации Екатеринбурга и "Свердловскметростроя". Разговор уже шел о
конкретных объектах.
- Дальше хотелось бы поговорить об основном деле. Какие здесь намерения у строителей метро на 1997 год?
- Планируем повышать темпы прежде всего проходческих работ, применяя новую технику и технологию. Проходческий
комбайн "Вирт" уже, как вы знаете, освоен. Его производительность в несколько раз выше, чем при буровзрывном
методе проходки. Он, кстати, сейчас пробивает горную толщу к югу от котлована станции "Геологическая". Вот-вот
начнем осваивать другой германский проходческий комплекс - "Паурат". Он, в отличие от пробивающего перегонные
тоннели "Вирта", специализирован на проходке станций. Значит, появляется возможность резко увеличить производительность
и на строительстве этих подземных объектов. И еще вот что. Приглашены специалисты из Северодвинска, где, как известно,
база подводных лодок. Это мастера скоростной автоматической сварки металла. Они будут отрабатывать технологию быстрой
и качественной сварки сводов станций. Проходческий комбайн станет разрабатывать породу, а автоматы вслед за ним -
сваривать металлические листы.
Как видно, наши технические возможности достаточно велики. Чего, увы, пока не скажешь о финансовых. В Минстрое
России мы защитили на 1997 год объем строительных работ по метро в 489 миллиардов рублей. 269 миллиардов из этого
надо бы заполучить из республиканского бюджета, а остальное - из городского и областного. Фактически же из федерального
бюджета для Екатеринбурга обещано лишь 60 с небольшим миллиардов. Это в два раза меньше, чем на 1996 год! Есть надежда,
что цифру пересмотрят до требуемого уровня. Тогда, полагаю, и город с областью не ударят в грязь лицом, найдут
возможность в нужных размерах профинансировать метро (и с достаточной долей "живых" денег). К концу 1997 года
появится возможность пустить в эксплуатацию станцию "Геологическая". А своевременный задел позволит говорить о
завершении строительства к 2000 году двух последних станций линии Север-Юг - "Бажовская" и "Чкаловская"...
|
|