И. Водонос, 05 сентября 1979 г.
Дело не терпит спешки
Под председательством первого секретаря Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельцина состоялось заседание
секретариата обкома партии, посвященное вопросам проектирования и подготовки к
строительству Свердловского метрополитена.
Как подготовить и начать строительство, снабдив его всем необходимым, как при этом обеспечить нормальное
функционирование городских транспортных магистралей, тепловых и электрических сетей и коммуникаций, как
лучше оформить семь будущих станций первой очереди - все эти вопросы были в центре внимания
участников заседания.
Начальник главного архитектурно-планировочного управления Свердловского горисполкома, главный архитектор
города Г. И. Белянкин подробно рассказал о тех соображениях, которыми руководствовались коллективы пяти
свердловских институтов при проектировании будущих станций.
Много одобрительных откликов вызвал, к примеру, проект станции "Площадь 1905 года". Пилоны из красного
мрамора, светильники из полированной латуни - эти детали оформления придают станции строгий и торжественный
вид. В перспективе предложено установить на станции скульптурную группу на революционную тему.
А вот три варианта оформления станции "Бажовская" вызвали немало замечаний. Конечно, проектанты постарались
использовать при разработке этих вариантов конструктивные элементы из зеленого и белого мрамора, родонита,
напоминающие творения уральских мастеровых-умельцев, главных героев произведений П. П. Бажова. Однако обилие
дорогих материалов вызвало у многих участников заседания сомнения в реальности осуществления такого проекта.
Не получил одобрения и проект станции "Свердловская", которая будет расположена возле железнодорожного вокзала.
Архитекторы задумали выполнить ее в виде системы арок, которые должны символизировать ворота города. Участники
заседания отметили, что для Свердловска с его ярко выраженными революционными, боевыми и трудовыми традициями
можно и нужно найти более характерный вариант оформления станции, которая будет встречать многочисленных гостей
города. Вообще после детального обсуждения представленных проектов решено дать еще месяц на их доработку, с тем,
чтобы при максимальной экономии материалов привести оформление будущих станций в соответствие с их названиями.
А через месяц, после окончательного утверждения проектов, появится возможность определить точную стоимость каждой
станции для включения в общую смету технического проекта. Проектантам рекомендовано шире использовать в ходе работы
чугунное литье, чеканку.
Много внимания было уделено и организации движения транспорта на время строительства. Сама по себе непростая,
эта проблема осложняется еще и необходимостью выноса с будущей трассы метро сетей и коммуникаций, хозяевами которых
выступают различные предприятия и организации. Их действия необходимо направить и скоординировать в городском масштабе.
Каждая стройка, а тем более такая грандиозная по объему и сложности технических решений должна иметь достаточную
производственную базу. Проект базы "Свердметростроя" также был обсужден на заседания. Ее сооружение начнется в
районе Ново-Свердловской ТЭЦ. А чтобы прошло строительство базы ритмично и в намеченные сроки, предстоит в
ближайшее время решить проблему его снабжения металлоконструкциями.
Заканчивая обсуждение того или иного вопроса, участники совещания не раз подчеркивали: подобные объекты
мы начинаем строить не каждый год. И возводим метро не на год-два, а на долгие десятилетия. В этом деле
особенно ценно старое правило: семь раз отмерь - один отрежь!
|