|
Е. Коржик, Н. Кудряшова, И. Шик, студентки филологического
факультета УрГУ, 1979 г.
Куда манит "хозяйка" ?
Всем нам, конечно, хочется, чтобы свердловский метрополитен был самобытным, оригинальным, как и весь
наш неповторимый, прекрасный край. Именно чувством горячей любви к родному городу продиктованы выступления
читателей, посвященные проблемам метро и опубликованные в "Вечернем Свердловске".
Однако далеко не с каждым предложением можно согласиться. Так, В. Печенкин предлагает создать, например,
"станцию "Хозяйка Медной горы", оформленную в виде пещеры, в глубь которой манит пассажиров сама героиня
бажовских сказов; или другую - "Детская радость", где малолетние пассажиры могли бы встречаться с
героями любимых сказок.
Все это, конечно, хорошо бы сделать, но почему в метро? Ведь в Свердловске есть геологический и
краеведческий музеи, есть Дворец пионеров и парки. Пусть свердловчане и гости нашего города знакомятся
там с богатствами уральских недр, историей нашего края, пусть в парках и на детских площадках детишки
встречаются с героями любимых сказок.
Что касается метро, то это прежде всего вид городского транспорта, и назначение его -- быстро и комфортабельно
перевозить пассажиров из одного конца города в другой. Разумеется, станции должны быть оформлены со вкусом, но
превращать их в музеи или мемориалы просто не имеет смысла. Разве подходят для этого шум и сутолока метро?
Не менее важный вопрос - названия станций. На первый взгляд, очень заманчиво предложение Н.Чудинова дать одной
из станций название на выбор: "Денежкин Камень", "Шунут", "Шарташ", "Таватуй". Но представьте себе, что для того,
чтобы попасть к оперному театру, вам нужно сойти на "Шунуте", а к автовокзалу выйти со станции
"Денежкин Камень" или "Таватуй".
Гораздо легче иметь дело с названиями, которые несут в себе информацию о местонахождении станции. Кстати,
именно по такому принципу создаются названия остановок всех других видов общественного транспорта. А ведь
в метро необходимость в информативности названия еще более возрастает: только название вам укажет, в какую
именно часть города вы попали, поскольку из вагона метро нельзя этого определить, как, скажем,
в трамвае или автобусе.
Станция метро просто не имеет права на "свободное" название, как, к примеру, кафе или кинотеатр. Именно
информативными прежде всего являются названия станций метро Москвы, Ленинграда, Киева. Вспомните:
"Библиотека им. Ленина", "Университет", "Дзержинская", "Арбатская", "Площадь Свердлова"; Ленинградские
- "Петроградская", "Гостиный двор", "Невский проспект", "Площадь Александра Невского"; киевский "Крещатик"
и т. д. Как видно, "адресность" названия не мешает им отражать специфику города.
Вспомним ленинградскую станцию метро "Площадь Мужества". Во-первых, сразу понятно, куда привез нас поезд метро,
а, во-вторых, строгий интерьер станции в белых и темно-серых тонах, единственным украшением (и одновременно
освещением) которого являются декоративные факелы, зажженные как бы в честь великого подвига мужества ленинградцев,
навсегда остается в памяти. Вот очень хороший пример удачного сочетания информативности и самобытности. Именно к
этому и должны, с нашей точки зрения, стремиться создатели свердловского метрополитена.
В заключение хочется возразить Н.Чудинову, предлагающему назвать наш метрополитен Уральским. Ведь наше метро будет
действовать лишь в пределах города, а не всего Урала. Нельзя в данном случае ставить рядом метро и, скажем,
университет или политехнический институт, наречение которых уральскими полностью мотивировано.
|
|