|
Т.Курашова, "Вечерний Свердловск", Декабрь 1977 г.
Это - метро.
Однажды под Новый год, а будет это наступающий двухтысячно какой-то, газетчики, отыскивая любопытные события,
несомненно, вспомнят, как однажды под Новый год была решена судьба свердловского метро. А случилось это в канун 1978-го.
В том далеком двухтысячно каком-то году метро станет столь же привычным транспортом, как, скажем, сейчас трамвай,
и свердловчане вряд ли будут представлять свою жизнь без подземного скорохода. А пока... пока нынче один из немногих
знающих метро - главный специалист гидрогеологического отдела треста "УралТИСИЗ" А.И.Клементьев. Этот отдел начинал
изыскательские работы для технико-экономического обоснования, и сейчас будет возглавлять изыскания для технического
проектирования первой очереди свердловского метрополитена, проектировать который будет "Харьковметропроект".
Будет проектировать... И, тем не менее, мы отправимся на голубом экспрессе в эти декабрьские дни уходящего
семьдесят седьмого года.
...Светящуюся букву "М" видно издалека. Здесь, между улицами Циолковского и Щорса, рядом с автовокзалом -
первая станция свердловского метро. Первой она будет до тех пор, пока третьей очередью метрополитен не
соединит жилой массив Елизавета с районом Калиновским. По широкой лестнице спускаемся вниз, еще минута,
и вот уже вагоны метрополитена стремительно уносятся вперед. Вдоль улицы 8 Марта несется наш поезд. Полтора
километра преодолели минуты за три, а то и меньше, и снова в путь до станции Куйбышева. Расположенная между
цирком и универсамом, она отличается от двух предыдущих - эта станция глубокого заложения. Бесшумный эскалатор
поднимает и опускает пассажиров.
А мы отправляемся к площади имени 1905 года. Здесь оживленнее, эскалаторы без устали текут вверх - вниз,
доставляя пассажиров. Одна из центральных станций, она станет одной из самых нарядных. Гранит, мрамор, чеканка
- трудно пока сказать, что украсит ее. Студенты Свердловского архитектурного института в своих работах предложили
интересное оформление станций свердловского метро. Но каким бы оно ни станет, будет достойно города камня, города
металла. Здесь линию метро "Север - Юг" пересечет другая: район ВИЗа - озеро Шарташ.
А поезд мчится дальше, пересекая улицы 9 Января, Антона Валека, под набережной и прямо под дно городского пруда.
Станция "Космос" находится под самым стадионом "Динамо", ее лестницы выведут к киноконцертному залу, гостинице
"Турист", на стадион. Две минуты потребуется, чтобы доехать до железнодорожного вокзала.
- Вот тут, под улицей Быкова, мы наткнулись на мрамор, - вспоминает результаты изыскания Анатолий Иванович.
- Великолепный белый и зеленоватый, мрамора такого цвета я и не встречал. А вообще трасса сюрпризов не принесла -
сланцы, порфирит, рухляк - выветренные породы, рассыпающиеся в руках. Старые Уральские горы.
Анатолий Иванович не успел договорить, как поезд останавливается на станции "Вокзал", самой шумной, самой многолюдной,
принимающей два потока - от железнодорожного вокзала и от нового автовокзала, построенного рядом.
И мы едем дальше, под путевым хозяйством железной дороги, под проспектом Космонавтов.
Пожалуй, это самый длинный перегон.
Следующая станция - "Калининская". Видимо, находящийся поблизости машиностроительный завод имени Калинина дал
ей такое название. У кинотеатра "Заря" новая остановка - "Машиностроителей". И снова вагоны, мягко покачиваясь,
летят вперед, теперь уже до конечной станции "Проспект Космонавтов". Это рядом с поселком Веер.
Весь путь занял чуть больше двадцати минут. Сколько километров проехали? Да всего одиннадцать.
- Не может быть, - усомнился даже Анатолий Иванович, - так мало?
Конечно, мало. Для сравнения: трамвай № 5, маршрут которого приблизительно такой же, проходит по улицам
города 25,5 километра, а в пути находится почти 50 минут. Длина маршрута троллейбуса № 5 "ЦПКиО - Коммунистическая"
составляет 32 километра, время в пути - почти час. Трасса метрополитена выбрана рационально.
50 лет назад, когда решался вопрос о свердловском трамвае, доказывалось, что появление этого вида транспорта
сэкономит свердловчанам, которых в то время было 130 тысяч, 700 тысяч рабочих дней. Сколько же нынешним
свердловчанам сэкономит такого дорогого и вечно недостающего времени быстрое метро!..
|
|