Метропоезд
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ПРЕССА
На этих страницах мы постараемся давать обзор cтатей о Екатеринбургском метро, которые печатаются в местной прессе. В силу того, что объем информации очень большой, просим снисходительно относиться к не слишком частому обновлению.
  История
  Станции
  Пресса
 
 
 
А.Сабирова, "Уральский рабочий" от 24 ноября 1999 года

Подземке быть нельзя не строить

Строительство метрополитена в областном центре началось в начале 80-х годов, когда появилась очередная грандиозная программа по "метрофикации" крупнейших городов СССР. Целое десятилетие строительство подземки в Свердловске шло быстро: деньги в союзном бюджете находились. Было построено шесть станций. Жители Уралмаша и Эльмаша облегченно вздохнули - закончилась ежедневная давка в переполненном в часы пик наземном транспорте.

Но СССР приказал долго жить, а вместе с ним и его бюджет. Всесоюзная стройка ощутила это сначала по постепенному обмелению живительного финансового ручейка. А с 1998 года строка "Строительство метро в крупных городах" исчезла вовсе из федерального бюджета. Результатом несостоявшегося по большому счету финансирования стала прогремевшая на всю страну акция протеста строителей Екатеринбургского метро - голодовка. Не лишним представляется восстановить ее хронологию.

4 марта 1999 года. Началась подземная голодовка рабочих 36-го тоннельного отряда ОАО "Свердловскметрострой", которые не получали зарплату с марта 98-го. К тому времена общий долг двум тысячам работникам предприятия составлял более 30 миллионов рублей. На фоне хронического недофинансирования только городская казна выполнила весь объем платежей за 98-й год и начала выплаты за 99-й. За январь-февраль строителям метрополитена было перечислено 14 процентов от общего объема годовых инвестиций.

11 марта. За время голодовки семь человек из числа проходчиков попали в больницу. Остальным требовался как минимум двухнедельный реабилитационный период. В ходе разрешения конфликта некоторые политические партии пытались заработать политический капитал на людском горе. Приезжал, к примеру, представитель ЛДПР А.Шипов, который развернул активную пропагандистскую деятельность среди голодающих и их жен. Местный представитель КПРФ тоже не упустил эту возможность. Всеобщее недоумение вызвал тот факт, что вместо областных властей активное участие в разрешении проблемы приняли представители теперь официально оформленного ОПС "Уралмаш". С.Воробьев, А.Куковякин, А.Хабаров не просто предложили свою помощь, они принесли мешок с деньгами. Директор ОАО "Свердловскметрострой" В.Сурин его принял, мотивируя это необходимостью быстрее закончить голодовку. Сами рабочие и их близкие высказывали двойственное отношение к этому факту.

16 марта. Трагедией закончилось пикетирование бастующими рабочими-метростроевцами здания областной администрации. После пятичасового стояния у правительственного здания вечером дома покончил жизнь самоубийством водитель "Свердловскметростроя" З.Гафаров.

18 марта. После траурного митинга рабочие вновь прошли по улицам города к зданию областного правительства. Голодали уже 56 человек. Администрация Екатеринбурга предпринимает экстренные меры: из запланированных на март 2,6 млн. руб. перечисляются 2 млн. Глава города А.Чернецкий направляет письмо премьер-министру РФ Е.Примакову с просьбой принять немедленные меры для погашения задолженности федерального бюджета. В письме приводится обоснование важности стройки, а также довод, что консервация метро обойдется казне намного дороже, чем продолжение его строительства в рабочем темпе. Руководитель ОАО "Свердловскметрострой" В.Сурин вылетел в Москву для решения вопросов по долгам.

23 марта. Обстановка оставалась напряженной. К голодающим присоединились 52 доведенные до отчаяния женщины. Председатель областного правительства А. Воробьев предложил городским властям взять на себя основную долю финансирования строительства подземки. Между тем еще 19 марта казна города перечислила метростроевцам всю причитающуюся сумму. Областной бюджет вместо обещанных 30 процентов "живых" денег выделил лишь 13. Учитывая остроту ситуации, А.Чернецкий принял решение о дополнительном направлении на строительство метро 700-800 тысяч рублей. В целом же расходы на строительство подземки в 98-м составили 42 процента от всех бюджетных инвестиций в основной капитал.

30 марта. 10 миллионов рублей за март поступили в Свердловское региональное отделение Федерального казначейства. За апрель обещали доплатить еще 19 миллионов. Мэрия выполнила свои обязательства по выплатам метростроевцам по июнь включительно. Забастовку продолжали 11 человек.

30 апреля. Екатеринбургский муниципальный банк начал выдачу в кассы участков "Свердловскметростроя" денег, перечисленных из управления Федерального казначейства (19,6 млн. руб.) Долги по зарплате были выплачены в этот день участникам голодовки, а 1-2 мая - всем остальным.

1 июля сего года строительство метро в Екатеринбурге решено приостановить - на финансы города, даже такого крупного, масштабную стройку не потянуть. Подземки в других странах, кстати, тоже строились на государственные деньги. Большой специализированный коллектив "Свердловскметростроя" расформировывается: часть рабочих и ИТР останется обслуживать консервацию стройки и медленное завершение почти готовой станции, часть отправится на стройки в Перми, где деньги у областной власти имеются, часть будет искать новую работу...

Понятно, что федеральные власти слишком далеки от нас и живут проблемами Садового кольца. Но непонятно отношение областных. Ведь наличие метро в Екатеринбурге в конце концов есть не только "хотелки" строптивого мэра, это престиж области в целом. И потребность жителей мегаполиса, которые, между прочим, обитают не на Марсе, а все в той же Свердловской области. Так где же все-таки должна быть запятая?

 
 

Hosted by uCoz